Сибирские огни, 1960, № 3
ку. В тексте немало таких, например, фраз: Кто ж е смелость сказать На себя возьмет, Отчего человек бел? Или: Но я пишу совсем не о природе. Попробуй ее вы звать здесь на бой, Вступи-ка с ней в конфликт, И в тот ж е миг ты Поймешь, что самый острый из конфликтов И был и есть — конфликт с самим собой. Это, право, не только не похоже на стихи, но даже на грамотную русскую речь. Языковая небрежность, художест венная слепота и глухота приводят в ря де случаев Б. Некрасова к большим про махам. Стихотворение «Так начинается поя- ма» В. Португалова посвящено интере сной традиционной в русской поэзии те ме — теме творческого труда писателя. Обычно это — программные произведе ния, в которых определяются цели и з а дачи поэтического искусства. Когда читаешь стихи В. Португалова, невольно возникает вопрос: а не паро дия ли это? Творческий процесс, по мнению В. Португалова, проходит так: Когда заснут жена и дети И в комнате приглушен (?) свет, З а все и перед всем в ответе, С адится за стихи поэт. Он полон смутных ощущений, В нем чувств и мыслей ералаш . Д л я поэтических свершений К бумаге рвется карандаш ... Оказывается, в эту минуту поэту все и вся открыто. Именно в эту минуту и сам Португалов написал: «Сатурн вертится в кольцах-космах», лишь бы дальше за рифмовать слово «космос». Творит поэт, но в его «помыслы» вдруг врывается «всесильный быт» и. восклицая: «О, коммунальная кварти ра!» — он убегает на улицу, где «непо нятный мир витрин, где зыбок абрис зданий серых, где пахнет травами бен зин». Идет по ночным улицам, а город з а ставляет его вспоминать прошлое, как он «мерз, мок, голодал», участвуя в ки пучей жизни. Но теперь у поэта «гемор рой души»(?К и он про все забыл. Меж ду тем город обращается к нему: «От крой глаза!» И глаза, по щучьему веле нию, открываются. Поэт мчится домой, где ждет жена «с упреком и стаканом чая...» Пусть карандаш в руке дрожит, — Его влечет дру гая тема — Сегодняшняя наша жизнь . . ..Так начинается поэма. Смешно? Нет, грустно, грустно отто го, что такое творчество увидело свет на страницах альманаха. Самый слабый раздел в альманахе критико-библиографический. По суще ству он представлен рецензией М. Фро ловой «О журнале «Дальний Восток». Вряд ли дальневосточные писатели смо гут извлечь для себя пользу из этой ре цензии. Это беглая информация о произ ведениях, которые в то или иное время печатались на страницах журнала. Иног да автор пытается анализировать произ ведение, но при этом ограничивается лишь названием его темы: «В романе «Шуми, Амур» показана жизнь труже ников Амурского пароходства». А че рез несколько строчек читаем: «По весть Г. Ходжера «Чайки собираются над морем» рассказывает о жизни на найского рыболовецкого колхоза». Прав да, этой повести автор дает оценку: «По весть Г. Ходжера является несомненной удачей писателя, хотя произведение не безупречно с точки зрения мастерства». Но на этом и ставит точку. Значительно более интереснее подборка «Читатель о книгах». Литераторы Магадана — большая культурная сила, но к своему творчеству они должны подходить с большей требо вательностью. В . П о б о ж и й ОБЕДНЁННЫЙ ЗАМЫСЕЛ Д етских книг, которые с инте ресом читаются взрослыми, немного. От них веет тонкой, светлой поэзией детской души, воспринима ющей мир так непосредственно, свежо и ново, что все чувства зрелого читателя словно очищаются и обостря ются, и мир для него открывается зано во. Таково именно первое впечатление от книги И. Супруна «Егоркин р а зъ е зд» 1. Действие в книге И. Супруна отно сится ко времени первой мировой вой: ны. Семья мальчика Егорки Климова — главного героя книги — живет на же лезнодорожном разъезде Лагунка. Не ' ■ -И* 1 И. Супрун. Егоркин разъезд . Новосибирское кн. изд ., 1959.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2