Сибирские огни, 1960, № 3

«Страх» — говорит, что речь в ней пойдет об одном из самых неприятных человеческих чувств. Действительно, са­ мое крупное прозаическое произведение альманаха всесторонне разбирает, ана­ лизирует поступки героя повести Биля- вого, продиктованные чувством какого- то животного страха за свою жизнь. Страх привел Билявого к дезертирству и предательству, мешает ему честно пови­ ниться перед народом. Страх гонит его от родных. Только смерть стирает с его лица выражение страха. Автор тщательно копается в душе этого ничтожного человека, а читатель ждет гневных и страстных слов, обра­ зов, событий, которые разоблачат его, заклеймят презрением народа. И ждет напрасно. Совершенно случайно Биля- вый гибнет. А во имя чего автор столь настойчиво копался в дрянной душе ни­ чтожного человечишка, так и осталось неясным. Вызывают огорчение и некоторые дру­ гие произведения альманаха. Вот, например, очерк «О людях хоро­ ших» М. Фалецкого и И. Калмановского. Это несколько небольших зарисовок, цель которых — рассказать о разнооб­ разных журналистских встречах. Но сто­ ит ли писать очерк только для того, что­ бы сказать: много хороших людей в на­ шей стране, мы встретили таких-то? На прииске имени Гастелло Антона Андреевича Орищенко знают и любят все рабочие. При встрече с ним журна­ листы смотрят на его руки — «карандаш в сильных, огрубевших пальцах казался спичкой, графит крошился и рвал бума­ гу». А потом Орищенко в нескольких словах рассказал, где работал, как по­ пал на Север, и добавил, что ничего осо­ бенного в его биографии нет. Вот тут-то и раскрыть автору образно, ярко, что же сделал этот человек особенного в жи­ зни. Но вместо этого мы сразу читаем заключительную фразу: «Много, очень много хорошего сделал на земле этот че­ ловек. Недаром у него такие руки». Краткость в очерке — вещь хорошая, но когда при этом «мыслям просторно». Не отличается глубиной и глава «Хоро­ ший парень Олег Вертов». Собственно говоря, содержание ее дает нам немного больше знаний, чем заголовок. Очерк В. Новикова «Ответствен­ ность» представляет собою не более как добросовестный пересказ анкетных дан­ ных членов бригады коммунистического труда. Широко представлен в альманахе ра з ­ дел поэзии. Александра Соколова увлекает тема космоса, и он создает маленький цикл «Мечтатели», включающий три стихо­ творения: «Было» , «Есть», «Будет». Д ен ь к а к день ... Нет! Этот был особым! Он теперь отмечен на века Самородком Самой высшей пробы, Что дается в руки горнякам. Самой высшей! Выше в мире нету. Посмотрите все иные дни. В этот день Советскую Ракету Запустили в сторону Луны. В этих стихах много восклицаний, сравнение дня с самородком, повторение «высшей — выше», призванное убедить нас в исключительности дня. но нет в них главного — взволнованности и чувств самого автора, его лирического я. Поэтому все слова оказываются пра­ вильными, но, безлико изложенные, они не заставляют читателя переживать вме­ сте с поэтом. Да и поэт-то спокойно за ­ рифмовывает слова, лишь «откликаясь» на актуальную тему. Вот и получается, что стихи куда менее поэтичны, чем са­ мо сообщение ТАСС о запуске ракеты. И так происходит всегда, когда в сти­ хах отсутствует самый первый признак искусства — образное мышление. Поэма Бориса Некрасова «Гооят ко­ стры» читается с интересом, в ней узна­ ешь и природу, и людей таежного края. Герои поэмы — геологи, с которыми случилась беда в тайге. Это люди воле­ вые, мужественные, страстно любящие свою работу. Желание приносить ра­ дость людям занесло их в «седую тай­ гу», где «еще не ступала ничья нога, голоса не звучали ничьи». В борьбе с суровой природой их со­ гревает и спасает дружба. Дружба лю­ дей — сильнее тайги (как удачно опре­ делил Сергей Корзинкин в своем сти­ хотворении «Сильней тайги»). Страни­ цы поэмы овеяны романтикой подвига. И хорошо, что автор не поосто рассказы­ вает, какие трудности переносят герои, но и показывает, что эти люди внутрен­ не были подготовлены к борьбе. Костер стал приметой многих лет для одного из героев, и поэтому в трудную минуту он вновь вспоминает о нем, чтобы дать последний сигнал о бедствии. Костер «вспыхнул, в тьму ночную бросая: SOS». Раскрывая образы геологов, автор по­ казывает, во имя чего эти простые люди готовы совершать подвиги. Они идут сквозь пургу и непогодь, чтобы богат­ ства, открытые в недрах тайги, служили людям. У них одно стремление: Чтоб не бронза и мрамор, А шахт копры Были памятью Их мечты, Чтобы ярче в тайге Расцветали костры, Н аступая на эту стынь... Вместе с тем, думается, что поэма нуждается в тщательной доработке. Не всегда требователен поэт к своему я зы ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2