Сибирские огни, 1960, № 3
«Страх» — говорит, что речь в ней пойдет об одном из самых неприятных человеческих чувств. Действительно, са мое крупное прозаическое произведение альманаха всесторонне разбирает, ана лизирует поступки героя повести Биля- вого, продиктованные чувством какого- то животного страха за свою жизнь. Страх привел Билявого к дезертирству и предательству, мешает ему честно пови ниться перед народом. Страх гонит его от родных. Только смерть стирает с его лица выражение страха. Автор тщательно копается в душе этого ничтожного человека, а читатель ждет гневных и страстных слов, обра зов, событий, которые разоблачат его, заклеймят презрением народа. И ждет напрасно. Совершенно случайно Биля- вый гибнет. А во имя чего автор столь настойчиво копался в дрянной душе ни чтожного человечишка, так и осталось неясным. Вызывают огорчение и некоторые дру гие произведения альманаха. Вот, например, очерк «О людях хоро ших» М. Фалецкого и И. Калмановского. Это несколько небольших зарисовок, цель которых — рассказать о разнооб разных журналистских встречах. Но сто ит ли писать очерк только для того, что бы сказать: много хороших людей в на шей стране, мы встретили таких-то? На прииске имени Гастелло Антона Андреевича Орищенко знают и любят все рабочие. При встрече с ним журна листы смотрят на его руки — «карандаш в сильных, огрубевших пальцах казался спичкой, графит крошился и рвал бума гу». А потом Орищенко в нескольких словах рассказал, где работал, как по пал на Север, и добавил, что ничего осо бенного в его биографии нет. Вот тут-то и раскрыть автору образно, ярко, что же сделал этот человек особенного в жи зни. Но вместо этого мы сразу читаем заключительную фразу: «Много, очень много хорошего сделал на земле этот че ловек. Недаром у него такие руки». Краткость в очерке — вещь хорошая, но когда при этом «мыслям просторно». Не отличается глубиной и глава «Хоро ший парень Олег Вертов». Собственно говоря, содержание ее дает нам немного больше знаний, чем заголовок. Очерк В. Новикова «Ответствен ность» представляет собою не более как добросовестный пересказ анкетных дан ных членов бригады коммунистического труда. Широко представлен в альманахе ра з дел поэзии. Александра Соколова увлекает тема космоса, и он создает маленький цикл «Мечтатели», включающий три стихо творения: «Было» , «Есть», «Будет». Д ен ь к а к день ... Нет! Этот был особым! Он теперь отмечен на века Самородком Самой высшей пробы, Что дается в руки горнякам. Самой высшей! Выше в мире нету. Посмотрите все иные дни. В этот день Советскую Ракету Запустили в сторону Луны. В этих стихах много восклицаний, сравнение дня с самородком, повторение «высшей — выше», призванное убедить нас в исключительности дня. но нет в них главного — взволнованности и чувств самого автора, его лирического я. Поэтому все слова оказываются пра вильными, но, безлико изложенные, они не заставляют читателя переживать вме сте с поэтом. Да и поэт-то спокойно за рифмовывает слова, лишь «откликаясь» на актуальную тему. Вот и получается, что стихи куда менее поэтичны, чем са мо сообщение ТАСС о запуске ракеты. И так происходит всегда, когда в сти хах отсутствует самый первый признак искусства — образное мышление. Поэма Бориса Некрасова «Гооят ко стры» читается с интересом, в ней узна ешь и природу, и людей таежного края. Герои поэмы — геологи, с которыми случилась беда в тайге. Это люди воле вые, мужественные, страстно любящие свою работу. Желание приносить ра дость людям занесло их в «седую тай гу», где «еще не ступала ничья нога, голоса не звучали ничьи». В борьбе с суровой природой их со гревает и спасает дружба. Дружба лю дей — сильнее тайги (как удачно опре делил Сергей Корзинкин в своем сти хотворении «Сильней тайги»). Страни цы поэмы овеяны романтикой подвига. И хорошо, что автор не поосто рассказы вает, какие трудности переносят герои, но и показывает, что эти люди внутрен не были подготовлены к борьбе. Костер стал приметой многих лет для одного из героев, и поэтому в трудную минуту он вновь вспоминает о нем, чтобы дать последний сигнал о бедствии. Костер «вспыхнул, в тьму ночную бросая: SOS». Раскрывая образы геологов, автор по казывает, во имя чего эти простые люди готовы совершать подвиги. Они идут сквозь пургу и непогодь, чтобы богат ства, открытые в недрах тайги, служили людям. У них одно стремление: Чтоб не бронза и мрамор, А шахт копры Были памятью Их мечты, Чтобы ярче в тайге Расцветали костры, Н аступая на эту стынь... Вместе с тем, думается, что поэма нуждается в тщательной доработке. Не всегда требователен поэт к своему я зы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2