Сибирские огни, 1960, № 3
свободного Китая, пафос его могучего трудового порыва. И тут же, чтобы не дать простыть го рячим впечатлениям, писательница вы сказывает свою мысль публицистически страстно и взволнованно. «Эта песня — как бы ответ всем тем, кто стал бы со крушаться, сомневаться, не верить. Да, эти люди стронут, сдвинут, сметут все препятствия, устранят все трудности. Пройдут годы, может быть, недолгие, по тому что в Китае время летит как на крыльях, и механические катки будут укатывать дороги, а подъемные краны выгружать грузы, и автомобиль заменит труд рикши, и тракторы вспашут поля, и легче станет человеку трудиться. Тем, что придет, что уже в пути, что осуществляется на наших глазах, дышит здесь все. Необыкновенно ясно ощущает ся здесь самое важное — перспекти ва». Удачно найденная мелодия с простым ритмическим припевом «Хэй. сдвинем!» развертывается в образ великого созида тельного подвига китайского народа, сбросившего оковы прошлого и победо носно строящего новую жизнь. Теперь эта мелодия начинает пронизывать все повествование. О чем бы ни рассказывала Ванда Ва силевская в своих китайских очерках, она не попадает в плен экзотики. Рикши на улицах китайских городов! Вот, казалось бы, экзотика, вот обяза тельная примета китайского националь ного колорита. С этого обычно начинаю тся все экзотические повествования о Китае. Но где эти экзотические рикши? — как бы спрашивает Ванда Василев ская своими очерками, и тут же отвечает: их нет в сегодняшнем свободном Ки тае! Неопровержимо свидетельствует о б этом судьба кантонского рикши Шу Ви на, забитого и угнетенного в прошлом труженика. Его изнурительный труд счи тался презираемой профессией — пас сажир мог отругать и ударить рикшу, полицейский — избить до полусмерти. Он был лишен элементарных жизненных прав и человеческого достоинства. Те перь Шу Вин, как и все товарищи его по профессии, обрели свой человеческий облик, впервые почувствовали себя на стоящими людьми, приобщенными к жиз ни страны, к жизни народа. Новое при мечается автором во всем облике кан тонского рикши — и в его смелых и уве ренных движениях, и в сияющей радост ной улыбке, и в красоте его трудовых рук, и в том, как этот веселый босой человек ест и пьет, и в его прочной уве ренности за свое счастье, и в словах, пре исполненных патриотической гордости: «рикши Кантона поддерживают новое правительство, потому что это их собст венное правительство». Да, это не просто человек, выполняющий определенную ра боту, а член нового общества, человек, в котором пробудилось достоинство сво бодного труженика, творца новой жизни. Еще одна встреча лицом к лицу с но вым. В то время как советские путешествен ники осматривали достопримечательно сти храма «Нефритовый источник», его тысячелетние памятники, знаменитое озе ро и островок, по дамбе впереди легкой походкой шел мужчина в большой соло менной шляпе, в накидке из пальмовых листьев и пел ритмичную, полную жизни песню. Услышанная мелодия сразу же привлекла внимание. Что же поет моло дой китаец, перепрыгивающий через лу жи, разлитые по асфальту дороги? «Наши спутники вслушиваются. — Он поет: «Коммунистическая пар тия светит, как солнце». Улыбаемся друг другу. Мы забрели, вопреки первоначальному намерению, в отдаленные годы и каменный мир памят ников, но не ушли от того, что прежде всего хотели видеть,— от живой жи зни. В журчании дождя китаец не слышит наших шагов. Себе самому, струям ве сеннего дождя, блестящей от воды доро ге, озеру в невесомой пелене поет он песню о Коммунистической партии, кото рая светит, как солнце, более животвор ное, чем померкнувшие солнца далеких эпох, оставившие в память о себе очаро вательную безделушку, игрушку, выпе стованную и красивую ,—это озеро с его десятью чудесами». Обыкновенный будничный факт пре вращен в волнующий м е т а ф о р и ч е с к и й о б р а з -широкого типического значения. Метафорический принцип группировки путевых впечатлений — од на из примечательных особенностей очер ковой манеры Ванды Василевской, мане ры эмоционально насыщенной, публици стически страстной и взволнованной. Очерковый опыт в разработке восточ ной темы учит прежде всего творческой взыскательности, нетерпимости к верхо глядству и экзотической созерцательно сти. Свидетельство очевидца в искусстве очерка не имеет силы, если оно не под креплено свежестью и новизной видения, проникновенным осмысливанием наблю денных явлений. А между тем немало встречается очер ков поверхностных и легковесных. Они не открывают ничего нового, а перепева ют то, что путешественнику попалось на глаза. Как не вспомнить по этому поводу замечаний Салтыкова-Щедрина, изобли чавшего подобную манеру бездумного отображательства: «...Он также пел лишь то, что попада лось ему на глаза, — писал Салтыков- Щедрин об авторе книги «Год в чужом краю». — Но он был добросовестен, он не мнил себя художником... он просто снабжал себя по всем гостиницам прей скурантами, разъяснял их и разнообра зил эти разъяснения воспоминаниями о разговорах с содержателями отелей. А так как отелей было много, прейскуран-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2