Сибирские огни, 1960, № 3

__________________________________ Валентин Шепелев В о с т о к б е з э к з о т и к и Восток — волнующая тема современ­ ности. Никогда еще за всю свою многовеко­ вую историю восточные страны не пере­ живали такого могучего обновления, как в наши дни. Сбывается вещее ленинское предвидение о том, что за периодом про­ буждения Востока наступает «период участия всех народов Востока в решении судеб всего мира». Миллионы людей про­ будившегося Востока хотят жить в мире и дружбе со всеми народами, творить и созидать, идти по пути прогресса, они са­ моотверженно борются против угрозы новой войны. Правдиво и ярко запечатлеть новый Восток, коренные преобразования в судь­ бах его народов, их созидательную геро­ ику — одна из насущных задач литера­ туры социалистического реализма, всех ее жанров. Путевой очерк, пожалуй, больше, чем какая-либо другая литера­ турная форма, предоставляет простор для живых наблюдений, исследования жизни и быта народов различных стран, для глубоких раздумий и высказываний об увиденном. Если раньше в буржуазном искусстве литературное паломничество на Восток было в большинстве своем откровенной погоней за экзотикой, то в наши дни — это не просто туристская прогулка писателя, не созерцание «экзотических ландшафтов», а энергичное приобщение к жизни исследуемой страны, ее народа, со всеми их самобытными красками и национальными особенностями. Экзоти­ ческим легендам и вымыслам буржуаз­ ных писателей о мнимой покорности и пассивности восточных народов, о царя­ щей в азиатских странах атмосфере «ла­ дана и гнили», отсталости и непробуд- ности, советские литераторы в своих очерках противопоставляют подлинную реальность современной восточной жиз­ ни, они рады, говоря словами Белинско­ го, «выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого». Много путевых очерков, посвященных сегодняшнему Востоку, появилось за по­ следнее время. Можно назвать хотя бы такие книги, как «Мы живем рядом» Ни­ колая Тихонова, «Под небом Китая» Ванды Василевокой, «30000 ли по Ки­ таю» Бориса Полевого, «Индийские впе­ чатления» Ильи Эренбурга, «Два года в Китае» Саввы Кожевникова, «В стране друзей» Сергея Залыгина, «В народ­ ном Китае» Виктора Полторацкого, «Ки­ тай сегодня и завтра» Веры Кетлинской, «В японской столице» Екатерины Ше­ велевой. Эти очерки, при всем разли­ чии их стилистических манер, неодина­ ковости их художественных достоинств, выявляют общую тенденцию советского очерка, его наиболее характерные при­ знаки. Очень часто ломают копья в спорах о том, где проходит разграничительная ли­ ния между очерком и рассказом, между фактической достоверностью и художест­ венным вымыслом, между дозволенным я недозволенным очеркисту по сущест­ вующим литературным канонам. Пока трещат копья в подобных спорах, в кото­ рых есть что-то от схоластики, сама жизнь, сама практика дает куда более ценные ответы на животрепещущие во­ просы очеркового мастерства. Позволим себе привести два интерес-- ных высказывания, которые принадле­ жат писателям - сибирякам, энтузиастам очерка. «За два года мне довелось побывать в десятках китайских городов и сел. по­ знакомиться и беседовать с сотнями лю­ дей, — рассказывает Савва Кожевников. — Я исписал много тетрадей. Войдя в купе, в котором придется ехать девять суток, я перелистываю их и пытаюсь найти единый образ, в котором можно было бы выразить главное из того, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2