Сибирские огни, 1960, № 3

роэлектростанции и отдельные ее части и детали представляют большой техни­ ческий интерес. Ветроэлектростанция была запроектирована в виде цилиндрической полой же­ лезобетонной башни диаметром 6 ,5 метра и высотой 165 метров. На башне мон­ тировались два машинных зала: один на вершине, а второй перерезал башню по­ ниже ее середины. Башня стояла на гидравлическом подпятнике, представляв­ шем собою литой резервуар, заполненный смесью вискозина с канифолью. На эту жидкость опирался своеобразный поршень, которым заканчивалась снизу башня. Поршень состоял из пакета стальных листов, стянутых между собою та­ ким образом, что при наклоне башни на некоторый угол они могли сдви­ гаться один относительно другого наподобие колоды карт. Это обеспечивало шарнирность закрепления башни, не нарушая герметичности уплотнения поршня в цилиндре подпятника. Между машинными залами башня была схвачена в пояс, к которому были прикреплены три растяжки с чугунными грузами, скользившими по рельсам в наклонных штольнях. Грузы были соединены с гидравлическими амортизаторами для гашения колебаний башни. Растяжки были подвешены к параболическим под­ держивающим тросам. Поворот башни производился электровозом, который двигался по рельсам вокруг основания башни. Управление электровозом осуще­ ствлялось автоматически от устройства, улавливающего изменения направления ветра и поворачивающего бышню до тех пор, пока ветроколеса не станут против ветра. Каждый машинный зал представлял собою самостоятельную ветроэлектро- станцию мощностью в 6000 киловатт. В каждом зале в гигантских подшипниках Митчеля монтировался пустотелый главный вал диаметром 1100 миллиметров. На внешней консоли главного вала было закреплено ветроколесо диаметром 80 метров. Главный вал вращался со скоростью 20 оборотов в минуту. Передача с главного вала на вал генератора, совершавший 500 оборотов в минуту, произво­ дилась с помощью гидроредуктора, состоявшего из пластинчатого масляного на­ соса и турбины Пельтона. Специальная конструкция генератора с вращающимся статором позволяла получать электрический ток постоянной частоты при пере­ менном числе оборотов главного вала. Ветроколеса имели по три поворотных крыла, насаженных на полые оси-ма­ хи. Каждое крыло состояло из двух частей — внутренней и внешней с самостоя­ тельными механизмами поворота. Система поворота крыльев позволяла выполнять три задачи: 1) автоматически ограничивала мощность ветроколеса в пределах, оп­ ределяемых расчетной прочностью главной передачи, путем изменения угла ата­ ки крыльев соответственно изменению скорости ветра, 2) обеспечивала принуди­ тельный поворот крыльев с целью изменения режима работы ветроэлектростан­ ции, 3) позволяла лопастям свободно откатываться в нейтральное положение при внезапных толчках ветра и возвращаться в исходное положение с одновремен­ ным гашением колебаний. В конструктивных решениях всех элементов ветроэлектростанции было вло­ жено много творческой мысли и изобретательности, главным вдохновителем и неиссякаемым источником которых был Кондратюк. По-моему, он впервые пред­ ложил способ обеспечения герметичности литья путем продавливания через его поры легкоплавкого, застывающего при обычных температурах материала. Инте­ ресный принцип, могущий найти более широкое использование, был применен нами при проектировании привода поворотных лопастей. Для привода каждой ло­ пасти применялись два мотора, соединенные через дифференциал таким образом, что в случае выхода из строя одного из них лопасть могла поворачиваться вто­ рым мотором. Таких примеров можно было бы привести немало. Но, пожалуй, самым интересным в этом проекте и характерным для всего творчества Кондратюка была не столько оригинальность конструкций, сколько не­ обычайная теоретическая глубина и точность расчетов. Наиболее показательным в этом отношении является расчет железобетонной башни ветроэлектростанции,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2