Сибирские огни, 1960, № 3
роэлектростанции и отдельные ее части и детали представляют большой техни ческий интерес. Ветроэлектростанция была запроектирована в виде цилиндрической полой же лезобетонной башни диаметром 6 ,5 метра и высотой 165 метров. На башне мон тировались два машинных зала: один на вершине, а второй перерезал башню по ниже ее середины. Башня стояла на гидравлическом подпятнике, представляв шем собою литой резервуар, заполненный смесью вискозина с канифолью. На эту жидкость опирался своеобразный поршень, которым заканчивалась снизу башня. Поршень состоял из пакета стальных листов, стянутых между собою та ким образом, что при наклоне башни на некоторый угол они могли сдви гаться один относительно другого наподобие колоды карт. Это обеспечивало шарнирность закрепления башни, не нарушая герметичности уплотнения поршня в цилиндре подпятника. Между машинными залами башня была схвачена в пояс, к которому были прикреплены три растяжки с чугунными грузами, скользившими по рельсам в наклонных штольнях. Грузы были соединены с гидравлическими амортизаторами для гашения колебаний башни. Растяжки были подвешены к параболическим под держивающим тросам. Поворот башни производился электровозом, который двигался по рельсам вокруг основания башни. Управление электровозом осуще ствлялось автоматически от устройства, улавливающего изменения направления ветра и поворачивающего бышню до тех пор, пока ветроколеса не станут против ветра. Каждый машинный зал представлял собою самостоятельную ветроэлектро- станцию мощностью в 6000 киловатт. В каждом зале в гигантских подшипниках Митчеля монтировался пустотелый главный вал диаметром 1100 миллиметров. На внешней консоли главного вала было закреплено ветроколесо диаметром 80 метров. Главный вал вращался со скоростью 20 оборотов в минуту. Передача с главного вала на вал генератора, совершавший 500 оборотов в минуту, произво дилась с помощью гидроредуктора, состоявшего из пластинчатого масляного на соса и турбины Пельтона. Специальная конструкция генератора с вращающимся статором позволяла получать электрический ток постоянной частоты при пере менном числе оборотов главного вала. Ветроколеса имели по три поворотных крыла, насаженных на полые оси-ма хи. Каждое крыло состояло из двух частей — внутренней и внешней с самостоя тельными механизмами поворота. Система поворота крыльев позволяла выполнять три задачи: 1) автоматически ограничивала мощность ветроколеса в пределах, оп ределяемых расчетной прочностью главной передачи, путем изменения угла ата ки крыльев соответственно изменению скорости ветра, 2) обеспечивала принуди тельный поворот крыльев с целью изменения режима работы ветроэлектростан ции, 3) позволяла лопастям свободно откатываться в нейтральное положение при внезапных толчках ветра и возвращаться в исходное положение с одновремен ным гашением колебаний. В конструктивных решениях всех элементов ветроэлектростанции было вло жено много творческой мысли и изобретательности, главным вдохновителем и неиссякаемым источником которых был Кондратюк. По-моему, он впервые пред ложил способ обеспечения герметичности литья путем продавливания через его поры легкоплавкого, застывающего при обычных температурах материала. Инте ресный принцип, могущий найти более широкое использование, был применен нами при проектировании привода поворотных лопастей. Для привода каждой ло пасти применялись два мотора, соединенные через дифференциал таким образом, что в случае выхода из строя одного из них лопасть могла поворачиваться вто рым мотором. Таких примеров можно было бы привести немало. Но, пожалуй, самым интересным в этом проекте и характерным для всего творчества Кондратюка была не столько оригинальность конструкций, сколько не обычайная теоретическая глубина и точность расчетов. Наиболее показательным в этом отношении является расчет железобетонной башни ветроэлектростанции,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2