Сибирские огни, 1960, № 3

ник аппарата экспедиции. Ознакомившись с новой методикой, он взъярился. Как можно заменять апробированный способ! Нельзя отказываться от метода опор­ ных точек! — Метод узловых пунктов, обратите внимание, товарищи, — взывал он. — Это, я подчеркиваю, предопределяет необходимость выполнения норм на 150 — 160 процентов. А такое перевыполнение учитывать в проекте нельзя! Я реши­ тельно против нового метода. — Нужно верить людям, — сказал Игорь Эдуардович, — они работают на семилетку1 С огоньком! И хотя немало участников обсуждения было склонно согласиться с предло­ жением Зоммера, А. Сержант и его сторонники сумели одержать верх. Но Игорь Эдуардович не сдался, не опустил руки. Он добился в конце концов, что его ме­ тод получил признание. — Теперь вы работаете по узловой методике? — спрашиваю Зоммера. — Что же она дала практически? — Привела к ликвидации брака при составлении карт, ускорила и удеше­ вила работы. — Конечно, — добавляет Игорь Эдуардович, — новую методику еще нуж­ но совершенствовать. Но разве не радует такой факт. В 1954— 1955 году мы заснимали на каждый прибор тысячу квадратных километров. Через год достиг­ ли полутора тысяч километров, а в этом году довели съемку на прибор до двух тысяч квадратных километров. И это в первом году семилетки! Разговор наш происходит перед отлетом, и Зоммер торопит: — Собирайтесь. Опаздываем. Вертолет загружен до отказа. На полу кабины — мешки с сухарями и хле­ бом, ящики с консервами, банки с повидлом и компотом, связки кирзовых сапог, инструменты. Все это для гравиметрических отрядов. Сесть негде. Люди распо­ лагаются на мешках. Дорога не близкая. До первого отряда по воздуху два часа. — Сначала к Чусовитину! — дает распоряжение Зоммер. Машина круто вздымается, накренившись, пересекает Северную Сосьву и ложится на заданный курс — в отряд, возглавляемый оператором Яковом Чусо- витиным. Но попробуй-ка найти посадочный «пятачок» в этом буро-зеленом океа­ не тайги и болот. Попробуй-ка обнаружить четверку людей, затерянных в этих дебрях. Десять пар глаз, не считая пилотских, внимательно ощупывают землю. Никакого намека на посадочную площадку. Никакого ориентира. На многие де­ сятки километров — безлюдье. Поселки — ближе к Сосьве, к Ляпину. Они при­ никли к большим рекам. А сюда вряд ли заглядывают даже охотники-ман­ сийцы. Но чутье пилота не обманывает. Машина делает большой круг и, быстро теряя высоту, выходит на совсем незаметную вырубку. Примерившись, вертолет плавно приседает на «пятачок», но тут же, почувствовав предательски опустив­ шиеся кочки, подпрыгивает и зависает. Из-за деревьев, с трудом одолевая вихрь, поднятый винтом, выбегают четверо. Они укладывают четырехугольником брев­ на, дают сигнал носовым платком: садись! Недовольно урча, вертолет опасливо приседает на подложенные бревна. Выскакиваю из кабины. Вслед летят мешки, ящики, инструменты. Дверка захлопывается, и, взревев, вертолет уходит с вырубки. Леса, извечно привыкшие к тишине, поспешно глушат его рокот. Там, над вершинами деревьев, — хорошо, солнечно и ласково, а здесь, на вырубке, — сумрачно. Деревья обступили площадку плотной стеной, за десяток метров ничего не разглядишь. Две березки полулежат возле поваленной ветром огромной лиственницы. Видно, очень давно ее свалила буря. Плотным бархат­ ным слоем покрывают трухлявый ствол мхи. Они всюду — то зеленоватые, то сизые, то отливающие мягкой голубизной — на деревьях, на кустах, под ногами, на вывороченных корневищах. С этой вырубки и начинаются нехоженые тропы разведчиков-гравиметри- стов. Впрочем, до них и вырубки здесь не было.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2