Сибирские огни, 1960, № 3
ник аппарата экспедиции. Ознакомившись с новой методикой, он взъярился. Как можно заменять апробированный способ! Нельзя отказываться от метода опор ных точек! — Метод узловых пунктов, обратите внимание, товарищи, — взывал он. — Это, я подчеркиваю, предопределяет необходимость выполнения норм на 150 — 160 процентов. А такое перевыполнение учитывать в проекте нельзя! Я реши тельно против нового метода. — Нужно верить людям, — сказал Игорь Эдуардович, — они работают на семилетку1 С огоньком! И хотя немало участников обсуждения было склонно согласиться с предло жением Зоммера, А. Сержант и его сторонники сумели одержать верх. Но Игорь Эдуардович не сдался, не опустил руки. Он добился в конце концов, что его ме тод получил признание. — Теперь вы работаете по узловой методике? — спрашиваю Зоммера. — Что же она дала практически? — Привела к ликвидации брака при составлении карт, ускорила и удеше вила работы. — Конечно, — добавляет Игорь Эдуардович, — новую методику еще нуж но совершенствовать. Но разве не радует такой факт. В 1954— 1955 году мы заснимали на каждый прибор тысячу квадратных километров. Через год достиг ли полутора тысяч километров, а в этом году довели съемку на прибор до двух тысяч квадратных километров. И это в первом году семилетки! Разговор наш происходит перед отлетом, и Зоммер торопит: — Собирайтесь. Опаздываем. Вертолет загружен до отказа. На полу кабины — мешки с сухарями и хле бом, ящики с консервами, банки с повидлом и компотом, связки кирзовых сапог, инструменты. Все это для гравиметрических отрядов. Сесть негде. Люди распо лагаются на мешках. Дорога не близкая. До первого отряда по воздуху два часа. — Сначала к Чусовитину! — дает распоряжение Зоммер. Машина круто вздымается, накренившись, пересекает Северную Сосьву и ложится на заданный курс — в отряд, возглавляемый оператором Яковом Чусо- витиным. Но попробуй-ка найти посадочный «пятачок» в этом буро-зеленом океа не тайги и болот. Попробуй-ка обнаружить четверку людей, затерянных в этих дебрях. Десять пар глаз, не считая пилотских, внимательно ощупывают землю. Никакого намека на посадочную площадку. Никакого ориентира. На многие де сятки километров — безлюдье. Поселки — ближе к Сосьве, к Ляпину. Они при никли к большим рекам. А сюда вряд ли заглядывают даже охотники-ман сийцы. Но чутье пилота не обманывает. Машина делает большой круг и, быстро теряя высоту, выходит на совсем незаметную вырубку. Примерившись, вертолет плавно приседает на «пятачок», но тут же, почувствовав предательски опустив шиеся кочки, подпрыгивает и зависает. Из-за деревьев, с трудом одолевая вихрь, поднятый винтом, выбегают четверо. Они укладывают четырехугольником брев на, дают сигнал носовым платком: садись! Недовольно урча, вертолет опасливо приседает на подложенные бревна. Выскакиваю из кабины. Вслед летят мешки, ящики, инструменты. Дверка захлопывается, и, взревев, вертолет уходит с вырубки. Леса, извечно привыкшие к тишине, поспешно глушат его рокот. Там, над вершинами деревьев, — хорошо, солнечно и ласково, а здесь, на вырубке, — сумрачно. Деревья обступили площадку плотной стеной, за десяток метров ничего не разглядишь. Две березки полулежат возле поваленной ветром огромной лиственницы. Видно, очень давно ее свалила буря. Плотным бархат ным слоем покрывают трухлявый ствол мхи. Они всюду — то зеленоватые, то сизые, то отливающие мягкой голубизной — на деревьях, на кустах, под ногами, на вывороченных корневищах. С этой вырубки и начинаются нехоженые тропы разведчиков-гравиметри- стов. Впрочем, до них и вырубки здесь не было.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2