Сибирские огни, 1960, № 3

ной глины — в буровой ложке. Мастер Николай Захаров внимательно рассмат­ ривает породу. — Нет, не то. Нам нужно добраться до илистой глины. Она слабее других пород, и именно ее свойства надо исследовать особенно тщательно, чтобы не подвела... Снова начинается бурение, снова штанга вгрызается в землю. Лица у рабо­ чих раскраснелись, брезентовые куртки полетели в сторону. Наконец, к середине дня с многометровой глубины грунтонос приносит куски зеленоватой глины. З а ­ харов торопливо несет образец в будку к печке, бережно укутывает в марлю, обливает расплавленным парафином и наклеивает этикетку, на которой пишет, с какой глубины образец, и кладет «монолит» на лавочку у печки. Образцы не должны замерзнуть, иначе изменится их влажность, структура. Строителям же надо знать точную характеристику грунта, на котором будут стоять тяжелые домны. Шумно и в конторе «Фундаментпроекта». Здесь много девушек — Тоня Александрова, Люся Райкова, Тамара Болотникова. Все москвички. Трещат арифмометры, мелькают в быстрых руках логарифмические линейки, — идет камеральная обработка материалов. — Мы должны выбрать и всесторонне проверить строительную площадку для будущего комбината, — говорит начальник экспедиции Зоя Васильевна Блоцкая. — Из семидесяти квадратных километров нам нужно выбрать десять с грунтом наиболее подходящим. Геодезическая съемка местности давно закон­ чена. Завершена и первая очередь буровых работ. Зоя Васильевна достает карту, где красной угловатой линией очерчена тер­ ритория комбината. На громадном, не умещающемся на столе, плане завода вид­ неются квадратики корпусов, электродомен, прокатных цехов. 260 объектов! В уголке плана цифра 13. Это тринадцатый вариант. — В нашей экспедиции — завершающая стадия работ, — продолжает Зоя Васильевна. — Мы на три месяца опережаем график. А знаете, почему сократили время? Сделали одно открытие. Да, самое настоящее... Вот кстати и машина. Проедемте, посмотрим! После получасовой езды по крепко скованной морозами дороге мимо запо­ рошенных полей и березовых колков мы добрались до цели. Зоя Васильевна об- * водит рукой горизонт: — Смотрите! Всюду небольшие холмики. Местные жители называют их «нырками» — машина, когда едет по ним, ныряет вверх-вниз. Да вы и сами это чувствовали. «Нырки» издавна привлекали к себе внимание геологов. Есть десят­ ки гипотез об их происхождении. В 1956 году экспедиция Института мерзло­ товедения пришла к выводу, что раньше здесь была ровная местность. А затем грунт под влиянием различных причин местами осел и местность стала холми­ стой. Но ведь если «нырки» состоят из просадочных грунтов, то возводить на них тяжелые корпуса домен очень дорого. Мы решили подвергнуть сомнению гото­ вые результаты . Шурфовое бурение не удовлетворяло нас. Тогда тракторист Николай Тимин, — Зоя Васильевна кивнула головой в сторону чернобрового плотного парня в спецовке, — предложил: «Возьмем в колхозе скрепер и разре­ жем холм пополам!» Так и сделали. Выбрали самый крупный «нырок», и смотри­ те, что получилось! Мы подходим к холму, который от вершины до основания разрезан гигант­ ским окопом, длиной в пятьдесят, шириной в два, а высотой до пяти метров. — Смотрите! — Зоя Васильевна отламывает от стенки кусок смерзшегося грунта. — Песок, а не суглинок, характерный для просадочных пород. «Нырки» образовались не в результате просадки, а в результате того, что ветры навеяли холмы из песчаного грунта,— видимо, когда-то, миллионы лет назад, здесь было озеро... Кстати, точное исследование физико-механических свойств грунта под­ твердило нашу гипотезу. ...Трудности кочевой жизни, долгие месяцы, а то и годы разлуки с близ­ кими — неизбежные спутники жизни геологов. Но велика честь быть первым на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2