Сибирские огни, 1958, № 12
домашнего обихода (утварь, посуду, мебель, детские игрушки и пр.), изго товлявшиеся из дерева и бересты. Автор отметил русское влияние и в этой обла сти. , Завершается сборник весьма интерес ными произведениями якутского фоль клора, принадлежащими к богатому, но очень мало известному русскому чита телю жанру исторических преданий. И. Г. Березкин записал предания об известном народном герое Василии Ман- чары, этом типичном бунтаре — выра зителе стихийного недовольства бедно ты, вступившем в первой половине XIX в. в открытую борьбу с богачами— тойонами. Манчары до сих пор живет прочно в памяти народа и нередко фи гурирует в современном якутском худо жественном творчестве: поэзии, драма тургии, изобразительном искусстве. Записи Березкина дают яркий облик неуловимого бунтаря, сочетавшего хит рость и ловкость с мужеством и спра ведливо неизменно вызывавшего у бо гачей страх, а у трудового народа — любовь и сочувствие. Таково, в общих чертах, разнообраз ное содержание сборника Якутского музея. Небольшая, хорошо отредактиро ванная книжка читается с интересом. Интересны и иллюстрации, но, к сожа лению, воспроизведенные очень плохо. Отрадно отметить особенно сильное краеведческое движение в молодой Ма гаданской области, одной из наименее изученных до сих пор окраин нашей страны. Начало этому движению было положено еще Дальстроем, оказавшим большую помощь краеведению, создав шим хороший музей и журнал с крае ведческим уклоном. Возникшее после образования в 1953 г. самостоятельной Магаданской области издательство уде ляет исключительное внимание краеве дению и выпускает больше всех сибир ских издательств литературы о своем крае. Заметно оживилась и деятельность Магаданского музея, опубликовавшего недавно первый сборник своих трудов, содержащий девять статей о природе, истории и этнографии области1. Очерк П. Ф. Показаньевой знакомит читателя с главнейшими растениями об ласти и их хозяйственным значением. Работа эта восполняет существенный пробел: отсутствие популярной литера туры о магаданской флоре. Как бы ее продолжением служит очерк А. Б. Нико лаевой о возможностях хозяйственного исследования водной растительности об ласти. Обе эти работы дают отчетливое представление о громадных втуне про падающих богатствах. Небольшая заметка В. Д. Яхонтова «Соболь на Колыме» освещает успеш 1 Магаданский областной краеведческий музей. К раеведчески е запи ски , вы пу ск I. Магадан, 1957. 108 стр. ный опыт акклиматизации этого ценного зверька в бассейне Колымы. Несомненный интерес для специали стов представляет и работа А. П. Вись- косского, устанавливающая некоторые общие закономерности хода летних яв лений на крайнем северо-востоке. Г. А. Пытляков и А. В. Беляева со общают об археологических работах, осуществленных в 1955 и 1956 гг. в Ольском районе. Экспедиции обнаружи ли древние поселения и могильники и нашли много предметов материальной культуры из камня, кости и глины. Ре зультаты изысканий на Охотском побе режье, начатых Магаданским музеем еще в довоенное время, позволяют уста новить некоторые черты хозяйства, быта и культуры древнейшего населения этих мест. Менее удачна этнографическая часть сборника. Очерк У. Г. Поповой «О на родностях Магаданской области» от нюдь не разрешил поставленной авто ром задачи «дать некоторые представ ления» об этих народностях молодым новоселам области. Вместо действитель но необходимого минимума общих и при том бесспорных сведений о всем на селении в целом и о каждой народно сти в отдельности автор ударился в глубь истории, с одной стороны, и в де тальные этнографические описания, с другой, причем и в том и в другом слу чае допустил весьма сомнительные или явно ошибочные утверждения и описа ния. Ограничимся лишь несколькими примерами. Нельзя, разумеется, причис лять камчадал к «коренному населению» области (стр. 12), раз сам автор считает их результатом метизации туземцев с пришлым населением (стр. 13). Назва ние «мэнэ» относится отнюдь не к кам чадалам, а к оседлым ламутам, жителям двух селений Ольского района (Олы и Армани), о чем далее упоминает и ав тор (стр. 21). Более чем спорна приве денная им схема последовательного развития чукотского хозяйства (стр. 14). Если нет данных для утверждения, что чукчи были сначала охотниками на ди кого оленя, то, во всяком случае, несом ненно, что морская охота у них древнее оленеводства (а не наоборот). Ошибочны и этнографические описа ния. Никаких «ступенчатых (?) лестниц» у коряков, как и у других народов Се вера, не было, не устраивали они и «круга из бревен на плоской крыше» жилища; не верна и датировка подзем ного типа жилищ (стр. 17) и т. д. Статья М. И. Куликова посвящена достаточно сложному и доныне очень спорному вопросу о производственных отношениях чукотского крупнотабунного оленеводства. Основной недостаток весь ма обстоятельной статьи — ее совер шенно отвлеченный, абстрактный харак тер. Автор исходит из общеизвестных положений классиков марксизма о соци
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2