Сибирские огни, 1958, № 12

домашнего обихода (утварь, посуду, мебель, детские игрушки и пр.), изго­ товлявшиеся из дерева и бересты. Автор отметил русское влияние и в этой обла­ сти. , Завершается сборник весьма интерес­ ными произведениями якутского фоль­ клора, принадлежащими к богатому, но очень мало известному русскому чита­ телю жанру исторических преданий. И. Г. Березкин записал предания об известном народном герое Василии Ман- чары, этом типичном бунтаре — выра­ зителе стихийного недовольства бедно­ ты, вступившем в первой половине XIX в. в открытую борьбу с богачами— тойонами. Манчары до сих пор живет прочно в памяти народа и нередко фи­ гурирует в современном якутском худо­ жественном творчестве: поэзии, драма­ тургии, изобразительном искусстве. Записи Березкина дают яркий облик неуловимого бунтаря, сочетавшего хит­ рость и ловкость с мужеством и спра­ ведливо неизменно вызывавшего у бо­ гачей страх, а у трудового народа — любовь и сочувствие. Таково, в общих чертах, разнообраз­ ное содержание сборника Якутского музея. Небольшая, хорошо отредактиро­ ванная книжка читается с интересом. Интересны и иллюстрации, но, к сожа­ лению, воспроизведенные очень плохо. Отрадно отметить особенно сильное краеведческое движение в молодой Ма­ гаданской области, одной из наименее изученных до сих пор окраин нашей страны. Начало этому движению было положено еще Дальстроем, оказавшим большую помощь краеведению, создав­ шим хороший музей и журнал с крае­ ведческим уклоном. Возникшее после образования в 1953 г. самостоятельной Магаданской области издательство уде­ ляет исключительное внимание краеве­ дению и выпускает больше всех сибир­ ских издательств литературы о своем крае. Заметно оживилась и деятельность Магаданского музея, опубликовавшего недавно первый сборник своих трудов, содержащий девять статей о природе, истории и этнографии области1. Очерк П. Ф. Показаньевой знакомит читателя с главнейшими растениями об­ ласти и их хозяйственным значением. Работа эта восполняет существенный пробел: отсутствие популярной литера­ туры о магаданской флоре. Как бы ее продолжением служит очерк А. Б. Нико­ лаевой о возможностях хозяйственного исследования водной растительности об­ ласти. Обе эти работы дают отчетливое представление о громадных втуне про­ падающих богатствах. Небольшая заметка В. Д. Яхонтова «Соболь на Колыме» освещает успеш­ 1 Магаданский областной краеведческий музей. К раеведчески е запи ски , вы пу ск I. Магадан, 1957. 108 стр. ный опыт акклиматизации этого ценного зверька в бассейне Колымы. Несомненный интерес для специали­ стов представляет и работа А. П. Вись- косского, устанавливающая некоторые общие закономерности хода летних яв­ лений на крайнем северо-востоке. Г. А. Пытляков и А. В. Беляева со­ общают об археологических работах, осуществленных в 1955 и 1956 гг. в Ольском районе. Экспедиции обнаружи­ ли древние поселения и могильники и нашли много предметов материальной культуры из камня, кости и глины. Ре­ зультаты изысканий на Охотском побе­ режье, начатых Магаданским музеем еще в довоенное время, позволяют уста­ новить некоторые черты хозяйства, быта и культуры древнейшего населения этих мест. Менее удачна этнографическая часть сборника. Очерк У. Г. Поповой «О на­ родностях Магаданской области» от­ нюдь не разрешил поставленной авто­ ром задачи «дать некоторые представ­ ления» об этих народностях молодым новоселам области. Вместо действитель­ но необходимого минимума общих и при том бесспорных сведений о всем на­ селении в целом и о каждой народно­ сти в отдельности автор ударился в глубь истории, с одной стороны, и в де­ тальные этнографические описания, с другой, причем и в том и в другом слу­ чае допустил весьма сомнительные или явно ошибочные утверждения и описа­ ния. Ограничимся лишь несколькими примерами. Нельзя, разумеется, причис­ лять камчадал к «коренному населению» области (стр. 12), раз сам автор считает их результатом метизации туземцев с пришлым населением (стр. 13). Назва­ ние «мэнэ» относится отнюдь не к кам­ чадалам, а к оседлым ламутам, жителям двух селений Ольского района (Олы и Армани), о чем далее упоминает и ав­ тор (стр. 21). Более чем спорна приве­ денная им схема последовательного развития чукотского хозяйства (стр. 14). Если нет данных для утверждения, что чукчи были сначала охотниками на ди­ кого оленя, то, во всяком случае, несом­ ненно, что морская охота у них древнее оленеводства (а не наоборот). Ошибочны и этнографические описа­ ния. Никаких «ступенчатых (?) лестниц» у коряков, как и у других народов Се­ вера, не было, не устраивали они и «круга из бревен на плоской крыше» жилища; не верна и датировка подзем­ ного типа жилищ (стр. 17) и т. д. Статья М. И. Куликова посвящена достаточно сложному и доныне очень спорному вопросу о производственных отношениях чукотского крупнотабунного оленеводства. Основной недостаток весь­ ма обстоятельной статьи — ее совер­ шенно отвлеченный, абстрактный харак­ тер. Автор исходит из общеизвестных положений классиков марксизма о соци­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2