Сибирские огни, 1958, № 12

ставя перед собой определенной задачи, автор перегрузил повествование мелоча­ ми, ненужной детализацией. Автор счи­ тает необходимым сообщать о том, как герои узнавали адрес управления, сда­ вали вещи в камеру хранения и т. п. А, скажем, эпизод, где Завитаев при­ ходит в гости к Данилову, состоит сплошь из описаний кушаний, ничего не говорящих разговоров обо всем и со­ общений о том ,. как Данилов открыл дверь в квартиру и пропустил Завитае- ва впереди себя, как попросил к столу, как они сели за стол и т. п. Автор опи­ сывает «все как есть», иногда сочно, но без отбора главного, существенного. И очень жаль, что при этом многие живые наблюдения оказываются как бы засы­ панными песком мелочей. Книга небрежно отредактирована. Не­ редко встречаются такие, например, обороты: «Скворцов смутился, ясно со­ знавая, к чему спрашивает начальник строительства». «Она покупала себе на­ ряд за нарядом...». «Большая комната богато убрана: шкаф из красного дерева, дубовый буфет, пианино...». > А. Ермолаев взял интересную и очень нужную современную тему о жизни строителей в Сибири, Он нарисовал от­ дельные картины, живые и правдивые. Но он не сумел слить >их в едином сю­ жете, и в итоге не получилось цельно­ сти в изображении жизни. М. Эйдельман. ТРУДЫ СИБИРСКИХ МУЗЕЕВ Музеи всегда занимали видное место в культурной жизни Сибири и сделали громадный вклад в сибирское краеведе­ ние. Достаточно вспомнить р Этом отно­ шении хотя бы Тобольский, Томский, Минусинский, Читинский, Кяхтинский музеи, завоевавшие своими Коллекция­ ми и трудами европейскую известность. Е прошлом музеи являлись одним из немногих культурных очагов, объеди­ нявших местную прогрессивную обще­ ственность. В советское время значение их сильно возросло, так как они стали весьма популярным средством массового просвещения. ; Наблюдающееся в последние годы оживление краеведческой работы выра­ зилось, между прочим, и в издании на­ учных работ сибирских музеев. Разно­ образный по содержанию второй сбор­ ник трудов Якутского музея ИМ. Ем. Яро­ славского1 знакомит читателя с новы­ ми материалами по истории, экономике, 1 Я ку т с ки й республиканский краеведче­ с кий музей имени Емельяна Ярославского. Сборник научных статей . Выпуск II. Якутск, 1957. 185 стр. этнографии и народному художествен­ ному творчеству Якутии. Открывается книжка обстоятельной статьей М.. В. Местниковой «65-летие Якутского крае­ ведческого музея Емельяна Ярослав­ ского», повествующей — на общеисто­ рическом фоне — о зарождении и даль­ нейшем развитии музея. И своим воз­ никновением (в 1891 г.) и последующим ростом музей обязан замечательной дея­ тельности политических ссыльных, сыг­ равших, вообще говоря, большую роль в изучении и культурном развитии Яку­ тии. Очень трудные в прошлом условия, существования музея, вечно нуждавше­ гося в средствах и бывшего на подозре­ нии у властей, после революции резко изменились благодаря помощи, совет­ ского правительства и Академии наук СССР. Музей получил специальное зда­ ние, сильно пополнил свои фонды, орга­ низовал отделы и открыл филиал, полу­ чивший название «Большевики в якут­ ской ссылке». Из этого филиала и вы­ шла вошедшая в сборник статья А. Д. Сыроватского «Г. К. Орджоникидзе в якутской ссылке». Г. К. Орджоникидзе был сослан в Якутию «навечно» после' отбытия шлиссельбургской каторги, но благодаря февральской революции он пробыл там лишь год. Впервые публику­ емые музейные материалы освещают и бытовую обстановку жизни Г. К. Орджо­ никидзе в Якутии и его политическую деятельность там в 1916 г. и в первой половине 1917 г. Совершенно новые и ценные сведения содержит и статья П. В. Попова «Из воспоминаний о Петре Алексееве в по­ следние дни его жизни в якутской ссылке». Автор, часто встречавшийся в детстве с П. Алексеевым, запомнил на всю жизнь яркий образ первого рабоче- го-революционера, вошедшего в историю его замечательной речью на суде («Про­ цесс 50» в 1877 г.). Живые, интересные воспоминания хорошо рисуют облик энергичного, волевого, неподкупной честности борца и приводят неизвестные подробности его трагической гибели в 1891 г. Работа известного знатока якутской, старины, народного художника респуб­ лики М. М. Носова по истории якут­ ской одежды дополняет статью того же автора в первом музейном сборнике' «Одежды и украшения у якутов XVIII— XIX веков». М. Носов прослеживает об­ щий ход развития различных типов одежды, а равно происходившие, глав­ ным образом под русским влиянием, из­ менения в материалах, фасонах, украше­ ниях. Статья И. В. Заборовской посвящена художественной обработке дерева, до­ стигшей у якутов высокого мастерства.. Исконное эстетическое чувство народа выразилось в стремлении придать кра­ сивые формы и украсить (орнаментиро­ вать) самые разнообразные предметы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2