Сибирские огни, 1958, № 12

Что позволяет сделать такой вывод? Первое, что хочется отметить в сбор­ нике, — его настоящую увлекатель­ ность, причем эта увлекательность — не только в сюжетах, говорящих о зна­ нии действительности, но и в умении автора раскрыть характеры героев, про­ будить интерес к живым людям, опи­ санным в рассказах, к их мыслям, чувствам, делам. . Для JI. Квина целина — не только фон для обрисовки его героев, не только важнейшее народнохозяйственное дело, но и — это главное — повседневный подвиг, совершаемый без громких слов, в котором по-новому раскрываются лю­ ди, формируются характеры. Не случай­ но, что в рассказе «Дорога», шофер, от имени которого ведется повествование, поняв свои ошибки, говорит: «— В тот день я многое понял. Вот тогда, я считаю, и началось у меня ос­ воение целины». Тут целина выступает как символ ве­ ликих перемен не только в природе, но и в характерах людей. Рассказы сборника связаны единст­ вом места действия — все события про­ исходят в совхозе «Молодежный» — и с одними и теми же героями. Эти рас­ сказы педагогичны в лучшем значении слова. Не раз мы были свидетелями то­ го, как указующий перст автора бесце­ ремонно «прорывал» художественную ткань произведения, читатель сразу те­ рял интерес к персонажам, узнавая в них знакомые схемы для иллюстрации тех или иных морализующих прописей. Л. Квин счастливо избежал подобных недостатков. Вот, к примеру, рассказ «Побег Сани Петушкова». Ученик 4-го класса решил оставить школу и по­ ехать в совхоз, где работает его сестра. Замысел благополучно осуществлен. И — неожиданная радость! — все це­ линники высказывают почти восторг по поводу прибытия к ним на помощь «та­ кого героя». Ему немедленно «выделя­ ют» трактор, — только работай! Но Саня не знает, как его завести. Тракто­ рист заводит трактор. Саня не может им управлять. Тогда ему «доверяют» быть учетчиком. На следующее утро он про­ сит директора совхоза уволить его. «— Уволить тебя, говоришь? — Ди­ ректор вел разговор спокойно, серьезно, как и вчера. — Как же так? Только при­ няли тебя на работу, уже и увольняй... Может, тебя в другую бригаду переве­ сти? Тарас Семенович у нас, известно, какой. С ним трудно ладить. Саня энергично замотал головой: — Нет, он хороший... Только я... я... Он замолк, опустив голову. Директор встал из-за стола, подошел к Сане и, улыбаясь, обнял его за плечи. — Все-таки жаль мне тебя отпускать. Такие парни, как ты, нам нужны... Оставлю я тебя в должности трактори­ ста, а? Сам понимаешь — кадры. Толь­ ко тебе поучиться нужно... В школе, — добавил он. — Ты ведь в четвертом классе, да? Ну, тебе совсем немного осталось. Как школу закончишь, так к нам и приезжай. Место за тобой... Дого­ ворились?» Так писатель умно, тонко, с веселым и теплым юмором по отношению к слав­ ному малышу Саньке Петушкову пока­ зывает, что целина — это не порыв к геройству, а напряженный труд, требу­ ющий опыта и знания. Такое решение вопроса и является истинно педагогическим, когда решение подсказывает не автор, а сами изобра­ женные писателем события наталкивают читателя на выводы. Хороший юмор отличает и другие рассказы сборника — а ведь книга для детей или юношества без юмора теряет значительную часть своих достоинств. Радует и умение автора ненавязчиво ввести своих героев в действие, «позна­ комить» их с читателем, лаконично очер­ тить их характер. По рассказам сборника мы прослежи­ ваем жизнь новоселов, следим за их тру­ довыми успехами, радуемся их подви­ гам, печалимся вместе с ними при не­ удачах. И если герой первого рассказа парикмахер Лева Белевич предстает перед нами в ту минуту, когда у него только зарождается мысль ехать на це­ лину, то с героями последнего рассказа сборника мы расстаемся, когда они со­ брали первый целинный урожай. О чем они думают, видя, как степь, покоренная ими, постепенно одевается в зимний наряд? «Холодно как!.. Скоро зима... Что ж, приходи, старушка! Мы ведь с тобой немного знакомы, не так ли? Пугала ты нас и вихрями, и моро­ зами, и нежилой заснеженной степью. А теперь, видишь, целый поселок вы­ рос в степи». И это — не декларация. Это вывод, опирающийся на досто­ верную и убедительную картину, раз­ вернутую автором перед нами на протя­ жении всей книги, книги умной, нужной, интересной. Ю. Мостков. ПОВЕСТЬ О СТРОИТЕЛЯХ В повести А. Ермолаева «Строите­ ли»’ наиболее художественно убеди­ тельные куски связаны с изображением семьи старого каменщика Данилова. Честная и сложная натура Данилова с его профессиональной и стариковской гордостью, его страдания, упрямство, когда он так напрасно вступает в спор с новым, для него непривычным, — все это передано выразительно и ориги­ нально. 1 А. Ермолаев. Строители. (Повесть). Ир­ кутское кн. изд., 1958.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2