Сибирские огни, 1958, № 12
Что позволяет сделать такой вывод? Первое, что хочется отметить в сбор нике, — его настоящую увлекатель ность, причем эта увлекательность — не только в сюжетах, говорящих о зна нии действительности, но и в умении автора раскрыть характеры героев, про будить интерес к живым людям, опи санным в рассказах, к их мыслям, чувствам, делам. . Для JI. Квина целина — не только фон для обрисовки его героев, не только важнейшее народнохозяйственное дело, но и — это главное — повседневный подвиг, совершаемый без громких слов, в котором по-новому раскрываются лю ди, формируются характеры. Не случай но, что в рассказе «Дорога», шофер, от имени которого ведется повествование, поняв свои ошибки, говорит: «— В тот день я многое понял. Вот тогда, я считаю, и началось у меня ос воение целины». Тут целина выступает как символ ве ликих перемен не только в природе, но и в характерах людей. Рассказы сборника связаны единст вом места действия — все события про исходят в совхозе «Молодежный» — и с одними и теми же героями. Эти рас сказы педагогичны в лучшем значении слова. Не раз мы были свидетелями то го, как указующий перст автора бесце ремонно «прорывал» художественную ткань произведения, читатель сразу те рял интерес к персонажам, узнавая в них знакомые схемы для иллюстрации тех или иных морализующих прописей. Л. Квин счастливо избежал подобных недостатков. Вот, к примеру, рассказ «Побег Сани Петушкова». Ученик 4-го класса решил оставить школу и по ехать в совхоз, где работает его сестра. Замысел благополучно осуществлен. И — неожиданная радость! — все це линники высказывают почти восторг по поводу прибытия к ним на помощь «та кого героя». Ему немедленно «выделя ют» трактор, — только работай! Но Саня не знает, как его завести. Тракто рист заводит трактор. Саня не может им управлять. Тогда ему «доверяют» быть учетчиком. На следующее утро он про сит директора совхоза уволить его. «— Уволить тебя, говоришь? — Ди ректор вел разговор спокойно, серьезно, как и вчера. — Как же так? Только при няли тебя на работу, уже и увольняй... Может, тебя в другую бригаду переве сти? Тарас Семенович у нас, известно, какой. С ним трудно ладить. Саня энергично замотал головой: — Нет, он хороший... Только я... я... Он замолк, опустив голову. Директор встал из-за стола, подошел к Сане и, улыбаясь, обнял его за плечи. — Все-таки жаль мне тебя отпускать. Такие парни, как ты, нам нужны... Оставлю я тебя в должности трактори ста, а? Сам понимаешь — кадры. Толь ко тебе поучиться нужно... В школе, — добавил он. — Ты ведь в четвертом классе, да? Ну, тебе совсем немного осталось. Как школу закончишь, так к нам и приезжай. Место за тобой... Дого ворились?» Так писатель умно, тонко, с веселым и теплым юмором по отношению к слав ному малышу Саньке Петушкову пока зывает, что целина — это не порыв к геройству, а напряженный труд, требу ющий опыта и знания. Такое решение вопроса и является истинно педагогическим, когда решение подсказывает не автор, а сами изобра женные писателем события наталкивают читателя на выводы. Хороший юмор отличает и другие рассказы сборника — а ведь книга для детей или юношества без юмора теряет значительную часть своих достоинств. Радует и умение автора ненавязчиво ввести своих героев в действие, «позна комить» их с читателем, лаконично очер тить их характер. По рассказам сборника мы прослежи ваем жизнь новоселов, следим за их тру довыми успехами, радуемся их подви гам, печалимся вместе с ними при не удачах. И если герой первого рассказа парикмахер Лева Белевич предстает перед нами в ту минуту, когда у него только зарождается мысль ехать на це лину, то с героями последнего рассказа сборника мы расстаемся, когда они со брали первый целинный урожай. О чем они думают, видя, как степь, покоренная ими, постепенно одевается в зимний наряд? «Холодно как!.. Скоро зима... Что ж, приходи, старушка! Мы ведь с тобой немного знакомы, не так ли? Пугала ты нас и вихрями, и моро зами, и нежилой заснеженной степью. А теперь, видишь, целый поселок вы рос в степи». И это — не декларация. Это вывод, опирающийся на досто верную и убедительную картину, раз вернутую автором перед нами на протя жении всей книги, книги умной, нужной, интересной. Ю. Мостков. ПОВЕСТЬ О СТРОИТЕЛЯХ В повести А. Ермолаева «Строите ли»’ наиболее художественно убеди тельные куски связаны с изображением семьи старого каменщика Данилова. Честная и сложная натура Данилова с его профессиональной и стариковской гордостью, его страдания, упрямство, когда он так напрасно вступает в спор с новым, для него непривычным, — все это передано выразительно и ориги нально. 1 А. Ермолаев. Строители. (Повесть). Ир кутское кн. изд., 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2