Сибирские огни, 1958, № 12

ческого, детского восприятия. Зато когда он постигает смысл явлений и фактов, происходящих вокруг него, он не оста­ навливается перед тем, чтобы со всей твердостью защитить честь сестры от противной сплетни. И тут проявляется его взрослость, будущий мужской ха­ рактер — стойкий и непреклонный. Так в противоречии, естественном для воз­ раста героя, автор и рисует нам Сережу Суворова. М. Михеев хорошо знает и точно описывает психологию подростков. В повести много мест безошибочных по верности психологического анализа ду­ ши человека и много ярких деталей, свидетельствующих о том, что автор умеет видеть мир глазами своих героев. Очень привлекательным получился образ старосты класса Димы Токарева. Это мужественный и принципиальный мальчик. Основным его достоинством яв­ ляется выдержка. Он настолько внут­ ренне дисциплинирован и собран, что всегда, во всех случаях, находит в себе силы противопоставить бесшабашности и грубости Игоря Кулакова. Он симпа­ тичен нам от первого до последнего ша­ га. И это именно он, с помощью учи­ тельницы, находит путь, которым удает­ ся вернуть Игоря Кулакова в коллектив класса. Игорь Кулаков занимает в повести од­ но из центральных мест. Своим поведе­ нием он выделяется из среды остальных ребят. Это и служит причиной основно­ го конфликта. М. Михеев хорошо изо­ бразил своего героя в проявлении им тех качеств, которые заставляют отнести Кулакова в разряд отрицательных пер­ сонажей: он всем грубит, курит, объеди­ няет вокруг себя лентяев. По лицу его постоянно блуждает нехорошая, ирошь ческая ухмылочка, а со лба свисает чуб — словом, и внешний облик соответст­ вует его дерзкому поведению. Но в то же время оказывается, что Игорь не та­ кой уж плохой и только ведет себя на­ рочито вызывающе именно из стремле­ ния «выделиться». Чем же вызвано у него такое стрем­ ление? К сожалению, в повести об этом ни­ чего не говорится. Читателю хотелось бы все-таки знать, чем вызвано такое поведение герощ его бравада, его напускная грубость. В по­ вести есть хорошая, трогательная сце на: пришедшие к Игорю ребята застают его перед кроваткой больной сестры. Игорь с увлечением читает сестренке детскую книжку. Добрая улыбка осве­ щала его лицо. Но едва он увидел реоят, как опять весь словно преобразился, ощетинился, нагло заухмылялся. Чем же так исковеркан его характер: И что же, в сущности, потребовалось для того чтобы он изменился к концу книги, когда, скинув маску самодоволь­ ства, по-дружески пожал руку Диме То­ кареву? Может быть, то, что Дима и Ни­ ка нашли к нему особый подход, пред­ ложив вместе заниматься? Но разве не предлагали ему ребята и раньше своей помощи? Разве не предпринимались по­ пытки говорить с ним по-хорошему? Неясность характера Кулакова в этом отношении приводит к тому, что и пове­ дение Димы Токарева, делающего осо­ бую тайну из своей помощи Игорю, представляется искусственным, приду­ манным. Конечно, вполне возможно, что- при каких-либо исключительных обстоя­ тельствах Дима и должен поступить так, но тогда это необходимо было оправдать и мотивировать как раз своеобразием характера Кулакова, допустим, его чрез­ мерным самолюбием. Сейчас же можно только догадываться, а сказано об этом; очень невнятно. Имеются в повести и другие недо­ статки. Может быть, не стоило автору придавать такого большого значения эпизоду поединка Димы Токарева с со­ бакой Люткой. Эта история, как видно, понадобилась для того, чтобы доказать читателю, что Дима не трус. Но едва ли есть необходимость в подобном доказа­ тельстве. Можно упрекнуть М. Михеева еще в том, что он недостаточно полно раскрыл характер Жени Федорова, редактора га­ зеты. Фактически со второй половины книги Женя уходит из сюжета, совсем не действует, а ведь именно в связи с ним М. Михееву было бы легко пока­ зать силу комсомольского влияния В: классе. Очень робко, только отдельными штрихами, пунктирно, изображает М. Михеев взрослых — учителя матема­ тики Сем Семыча, мать Сережи и Ники, классную руководительницу Зину Павловну. Но при всех этих недостатках по­ весть «Капитаны 8 «А», верно и точно- передающая психологию ребят и подни­ мающая важные морально-этические проблемы, является интересной и полез­ ной книгой для юношества. Недаром при обсуждении ее на недав­ нем Всесибирском совещании по дет­ ской литературе она получила заслужен­ но высокую оценку. Ю. Сальников. О БОЛЬШОМ И ВАЖНОМ Среди книг о покорителях целины сборник Л. Квина — один из самых ин­ тересных'. И дело не только в том, что для детей и юношества на эту тему на­ писано сравнительно мало, а й в том, что книга «Палатки в степи» по-настоя­ щему хороша. 1 Л. Квин . П алатки в степи . Рассказы .. Детгиз, М., 1957.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2