Сибирские огни, 1958, № 12
ческого, детского восприятия. Зато когда он постигает смысл явлений и фактов, происходящих вокруг него, он не оста навливается перед тем, чтобы со всей твердостью защитить честь сестры от противной сплетни. И тут проявляется его взрослость, будущий мужской ха рактер — стойкий и непреклонный. Так в противоречии, естественном для воз раста героя, автор и рисует нам Сережу Суворова. М. Михеев хорошо знает и точно описывает психологию подростков. В повести много мест безошибочных по верности психологического анализа ду ши человека и много ярких деталей, свидетельствующих о том, что автор умеет видеть мир глазами своих героев. Очень привлекательным получился образ старосты класса Димы Токарева. Это мужественный и принципиальный мальчик. Основным его достоинством яв ляется выдержка. Он настолько внут ренне дисциплинирован и собран, что всегда, во всех случаях, находит в себе силы противопоставить бесшабашности и грубости Игоря Кулакова. Он симпа тичен нам от первого до последнего ша га. И это именно он, с помощью учи тельницы, находит путь, которым удает ся вернуть Игоря Кулакова в коллектив класса. Игорь Кулаков занимает в повести од но из центральных мест. Своим поведе нием он выделяется из среды остальных ребят. Это и служит причиной основно го конфликта. М. Михеев хорошо изо бразил своего героя в проявлении им тех качеств, которые заставляют отнести Кулакова в разряд отрицательных пер сонажей: он всем грубит, курит, объеди няет вокруг себя лентяев. По лицу его постоянно блуждает нехорошая, ирошь ческая ухмылочка, а со лба свисает чуб — словом, и внешний облик соответст вует его дерзкому поведению. Но в то же время оказывается, что Игорь не та кой уж плохой и только ведет себя на рочито вызывающе именно из стремле ния «выделиться». Чем же вызвано у него такое стрем ление? К сожалению, в повести об этом ни чего не говорится. Читателю хотелось бы все-таки знать, чем вызвано такое поведение герощ его бравада, его напускная грубость. В по вести есть хорошая, трогательная сце на: пришедшие к Игорю ребята застают его перед кроваткой больной сестры. Игорь с увлечением читает сестренке детскую книжку. Добрая улыбка осве щала его лицо. Но едва он увидел реоят, как опять весь словно преобразился, ощетинился, нагло заухмылялся. Чем же так исковеркан его характер: И что же, в сущности, потребовалось для того чтобы он изменился к концу книги, когда, скинув маску самодоволь ства, по-дружески пожал руку Диме То кареву? Может быть, то, что Дима и Ни ка нашли к нему особый подход, пред ложив вместе заниматься? Но разве не предлагали ему ребята и раньше своей помощи? Разве не предпринимались по пытки говорить с ним по-хорошему? Неясность характера Кулакова в этом отношении приводит к тому, что и пове дение Димы Токарева, делающего осо бую тайну из своей помощи Игорю, представляется искусственным, приду манным. Конечно, вполне возможно, что- при каких-либо исключительных обстоя тельствах Дима и должен поступить так, но тогда это необходимо было оправдать и мотивировать как раз своеобразием характера Кулакова, допустим, его чрез мерным самолюбием. Сейчас же можно только догадываться, а сказано об этом; очень невнятно. Имеются в повести и другие недо статки. Может быть, не стоило автору придавать такого большого значения эпизоду поединка Димы Токарева с со бакой Люткой. Эта история, как видно, понадобилась для того, чтобы доказать читателю, что Дима не трус. Но едва ли есть необходимость в подобном доказа тельстве. Можно упрекнуть М. Михеева еще в том, что он недостаточно полно раскрыл характер Жени Федорова, редактора га зеты. Фактически со второй половины книги Женя уходит из сюжета, совсем не действует, а ведь именно в связи с ним М. Михееву было бы легко пока зать силу комсомольского влияния В: классе. Очень робко, только отдельными штрихами, пунктирно, изображает М. Михеев взрослых — учителя матема тики Сем Семыча, мать Сережи и Ники, классную руководительницу Зину Павловну. Но при всех этих недостатках по весть «Капитаны 8 «А», верно и точно- передающая психологию ребят и подни мающая важные морально-этические проблемы, является интересной и полез ной книгой для юношества. Недаром при обсуждении ее на недав нем Всесибирском совещании по дет ской литературе она получила заслужен но высокую оценку. Ю. Сальников. О БОЛЬШОМ И ВАЖНОМ Среди книг о покорителях целины сборник Л. Квина — один из самых ин тересных'. И дело не только в том, что для детей и юношества на эту тему на писано сравнительно мало, а й в том, что книга «Палатки в степи» по-настоя щему хороша. 1 Л. Квин . П алатки в степи . Рассказы .. Детгиз, М., 1957.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2