Сибирские огни, 1958, № 12
Андрея, Веру, Груню, Ивана Шукайло, Константина Боголепова читатель хоро шо видит и слышит, понимает и разде ляет их мысли и чувства, радуется их радостями, огорчается их печалями. Поэтично, с хорошим тактом изобра жено возникновение и развитие боль шого светлого чувства между Андреем и Верой. Поначалу они кажутся очень не сходными. Он — столичный интелли гент, она — простая деревенская де вушка, только что ставшая агрономом; он долго не может освободиться от лож ного обаяния Неточки, она же влюби лась в него сразу, но изо всех сил стре мится не выказать своего чувства. Сближение происходит медленно, но не отвратимо. Читатель невольно сравни вает Веру с Неточной, целомудрие с распутством, самоотверженность с ко варством, и радуется, когда замечает, что эти же сравнения приходят на ум и Андрею. Хорошо написана скачка Веры к ра неному Андрею, особенно то, как пере плывала она рядом с лошадью бурную реку в половодье. Это настоящий подвиг во имя любви. А сколько волнующих страниц, где изображаются трудовые подвиги комсо мольцев! Вот хоть бы тот эпизод на пахоте, где иззябшая, уставшая прицеп щица Груня остается с плугом на вто рую смену. Ей не только не приказыва ли делать это, но даже отговаривали. Но как же быть, если сменщица заболе ла? Неужто трактор целую смену стоять должен! Тогда соревнование наверняка будет проиграно. Как же можно не по стоять за честь бригады! Весь роман пронизан духом несмиря- ющегося упорства в преодолении труд ностей. Язык книги — образный, сочный, богатый народными оборотами, послови цами и поговорками. Речевые характе ристики главных действующих лиц хо рошо индивидуализированы. Но места ми автор все же сбивается на газетную скороговорку: «И таблицы севооборотов и рабочие планы Андрей начал переделывать, как того требовали правила агротехники и изученные им почвы ближайших колхоз ных полей». «Колхозники выбивались из сил, но сорняки по старопахотным землям были так густы, что в равнинной части пред горий на помощь жалким серпам и ко сам, которыми пользовались полольщи ки, по требованию главного агронома прислали самолеты с растворами, сжи гающими сорняки и совершенно без вредными для посевов». В литературе нашей роман «Ручьи весенние» был первым крупным произ ведением о покорителях целины. В нем нашли художественное отражение и овеянное романтикой движение десятков тысяч молодых людей на Восток, и серьезные изменения в сельском хозяй стве, происшедшие после 1953 года. После того, как была кончена работа над «Ручьями весенними», Ефим Перми тин вернулся к. осуществлению своего давнего замысла, о котором было упо мянуто выше. И вот в шестой и седьмой книжках журнала «Москва» за 1958 год появилась его повесть «Раннее утро». Судя по материалу, повесть автобио графична: действие развертывается на берегах Иртыша, в краю, где родился и вырос Е. Пермитин. Изображается семья искусного мастера на все руки столяра Рокотова. Главный герой — маленький Алеша Рокотов. На первых страницах повести ему пять лет, на по следних — он уже подросток. Его-то и собирается писатель провести через две революции, через гражданскую и Отечественную войну — до наших дней. Замысел широкий, многообещающий. ■ Судить о его художественном воплоще нии по «Раннему утру» невозможно. Ведь это всего лишь пока поэтическое вступление — увертюра к опере, как бы сказал композитор. Увертюра та лантливая, это видно с первых же стра ниц. Особенно многоцветны, ярки и при влекательны картины сибирской при роды. Опытной рукой, сочными мазками рисует Е. Пермитин характеры персона жей. Только вот опасение: не слишком ли много умильности и не маловато ли действия? Пусть писатель подумает над этим при дальнейшей работе над произведением. В шестьдесят три года Ефим Перми тин — в расцвете творческих сил. Мож но не сомневаться, что он создаст еще не одно талантливое произведение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2