Сибирские огни, 1958, № 12

членом. Бывало его нанимали в работ­ ники кулаки, а теперь вот артель хо­ чет нанять — так он понимает пригла­ шение Седова. И как же счастлив был он, когда оказался равноправным аде­ ном артели! Емельяна Прокудина звали в Черно- вушке не иначе как Емелькой Драно- ноской, и заветная мечта его была — сравняться «по богачеству» с Амосом Карпычем. А в четвертой части романа он рассуждает о жизни так: «— И вот вспомнился мне опять же ваш рассказ, Марфа Даниловна, о ле­ нинском мнении насчет золота, через которое столько слез и крови в мире льется. Одним словом, что придет вре­ мя и будут из золота нужники строить... И верю — придет! Верю, ей-богу же, потому что на собственном своем приме­ ре убежденный: почтенность дороже зо­ лота. Вот провалиться мне — дороже,— точно вслух спорил сам с собою Емельян Прокудин. — Все у меня есть теперь, в совхозе, всякая культурность, пружин­ ная кровать, пища сладкая. И знаю, что завтра и послезавтра еды будет вполне вдоволь, потому что скот я свой люблю, труд я свой люблю. И даже не знаю, как бы я без своего Ненфиса, без теляток, без труда за ними... А государ­ ство труд мой до невозможности ценит. Понял я, куда заворачивает жизнь, хотя бы и моего Ванечки. Да уж что там об нас, об мужиках говорить, коли баба моя на пятом десятке, уж на что пень пнем была, а теперь, смотри-ка, разные вопросы рассуждает и даже в грамоте букварь одолела, как крепость взяла». Или вот Тишка Курносенок. Бедняк из бедняков, весельчак и балагур, сто раз давал себе слово не за страх, а за совесть трудиться в артели. И старался изо всех сил честно сдержать слово. И не мог. Что поделаешь, он безнадежно испорчен прежним образом жизни. Зловещей тенью встает со страниц романа образ хитрого врага — тихо­ го, медоточивого Мосея Анкудиныча. Он никогда не выступает открыто, но тем верней действует тайно, искусно на­ правляя против артели других. Большие чувства Ефим Пермитин изображает немногословно и оттого осо­ бенно ярко и выразительно. Великолеп­ на сцена желанной встречи Селифона и Марины после их давней и трудной раз­ молвки: жестоко обошлась с этими людьми ршзнь, разметав их в раз­ ные стороны, чудовищным испыта­ ниям было подвергнуто их чувство. И все же оно не померкло. Селифон и Ма­ рина все время искали пути друг к дру­ гу, искали слова, которыми бы можно было выразить душу. А встретились — и слов не нужно... Труд, начатый в 1927 году, был за­ кончен. Четверть века! Такому упорству и трудолюбию можно позавидовать, тем более, что по своим идейно-художест­ венным достоинствам роман стоит в ряду немногих лучших произведений советской литературы о крестьянстве, таких, как «Поднятая целина» М. Шоло­ хова, «Ненависть» И. Шухова, «Бруски» Ф. Панферова, «Ледолом» К. Горбу­ нова. 4 После завершения романа «Горные орлы» Е. Пермитин приступил к работе над новым большим произведением, ко­ торое по замыслу должно охватить пол- столетия жизни России — примерно с начала девятисотых годов до наших дней. Но решения сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС и после­ дующие решения партии о сельском хо­ зяйстве переменили его планы. В горя­ чее время больших свершений писатель не усидел дома и вместе с молодежью двинулася на Восток, где началось ос­ воение .сотни лет непаханной целины Дело оказалось для него особенно за­ манчивым еще потому, что события развернулись в местах, где он родился и вырос, — в Сибири. Быт и нравы, этнография и география, природные ус­ ловия, история — все тут родное и близкое Е. Пермитину. И ему страстно захотелось принять непосредственное участие в решении больших задач, по­ ставленных партией. Два года напряженного труда — и читатель получил роман о героических подвигах покорителей целины. Но прежде чем перейти к рассмотре­ нию этого романа, мы должны вспом­ нить повесть «Друзья», опубликован­ ную в 1946 году. Дело в том, что в «Ручьях весенних» действуют некоторые персонажи, пере­ шедшие сюда со страниц «Друзей». Тематически эта повесть выпадает из общего творческого плана Е. Пермити- на. Все его другие произведения посвя­ щены ' социалистическому переустрой­ ству крестьянской жизни, а «Друзья» — о гражданской войне в Сибири. Хотя это произведение написано и опублико­ вано после «Когтей», «Капкана», «Вра­ га» и «Любви», в нем рассказана как бы предыстория всех пермитинских героев: ведь обновление земли началось с Ок­ тябрьской революции и гражданской войны! Писатель как бы говорит нам: «Вот, глядите, какой дорогой ценой за­ воевывалась Советская власть, берегите ее!». А в других произведениях (напи­ санных прежде) показывает, как пошло дело потом. С победой в гражданской войне борьба ведь не кончилась, а при­ няла лишь другие формы. Основные действующие лица в «Дру­ зьях» — подростки Никодим Корнев, Алеша Белозеров и медвежонок Бобо- ша. Действие происходит в тылу белых. Изображается героическая борьба крас­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2