Сибирские огни, 1958, № 12
труда, пытался бежать с кулаками за границу. Как и в любом истинном Произведе нии искусства, жизнь в романе «Горные орлы» изображается не упрощенно, не по прямой линии, а во всей сложности диалектических противоречий: характе ры действующих лиц даются в разви тии. Вот посмотрите на Селифона Адуева. Это честнейший и прямодушнейший че ловек, энтузиаст коллективизации. А как ломает его жизнь! Чрезмерная до верчивость к плохим людям привела его в тюрьму, кулацкая провокация раз рушила его семью, и он, сам того не за метив, чуть не оказался в одном стане с кулачеством. Сложная эта штука — любовь1 Он любит Марину, Марина любит его, а жизнь беспощадно разъединяет их и даже настраивает к взаимной ненави сти. И прежде чем они отстояли свою любовь, нашли пути друг к другу, оба прошли сквозь бездну мук и страданий. Причем любовь с ее радостями и тягчай шими переживаниями изображается пи сателем не сама по себе, а в неразрыв ной связи с общественной жизнью, с ожесточенной классовой борьбой. Это особенно ярко показано в той части «Горных орлов», которая так и назы вается «Любовь». Тут и любовь в обыч ном понимании этого слова, и любовь к Отчизне, и любовь к беспокойному, творческому труду. И все это так нераз рывно переплетено, что одно невозмож но без другого. В конце романа Селифон Адуев — руководитель крупного передового кол хоза. И читатель воспринимает это как закономерный итог развития характера Селифона. Казах Рахимжан был последним че ловеком в Черновушке — всю жизнь за кусок хлеба на кулаков работал, и звали его презрительно — Рахимжанка. Насколько он был забит и запуган, можно судить вот по этой мастерски на писанной сцене. Один из организаторов артели коммунист Седов пригласил к себе батрака Рахимжана. Ему очень хотелось уговорить этого работящего человека вступить в артель. «— Рахимжан! Друг ты мой! Я тебя знаю, и ты меня тоже знаешь. — Седов замялся, не зная, как объяснить, чтобы Рахимжану все стало понятно сразу. — Ой, иой, иой, Митрий, как не "знай старого Рахимжанку! Ты, в работниках жил, я в работниках жил. Сколько год вместе у одного хозяина жил! — Мор щинистое лицо казаха осветилось улыб кой. — Ну, так вот, Рахимжанушка, иди к нам. Не берет у нас сила. И плуги лишние есть, и земли по здешним ме стам на целую деревню, а лошадей не достача, рук тоже. Рахимжана с первых же слов Дмит рия поразило, что он называет его так, как никогда и никто не называл старого бедняка... «Однако, что-нибудь хитрит Митрий. Ой, Рахимжан, с русским ухо на затыл ке держи!». Вначале он даже испугался немного. Но когда Седов заговорил о пахоте, о пастьбе скота, о чем всегда говорили с ним богатые русские мужики при най ме в работники, почувствовал облегче ние. «Не продешевить бы... — прочно за село в голове привычное опасение. — В рядке-то всегда мед с языка хозяина льется». Вкус этого «меда» хорошо узнал Рахимжан за долгую жизнь в ра ботниках по срокам. «Однако сто руб лей до Покрова запрошу. Рубаху за прошу, двое штанов, сапоги. Хорошо бы бабе кунлюк (платье) выговорить, обно силась старуха...». Рахимжан закрыл глаза, прикидывая будущий заработок. «Много, однако, сбавить можно... Мужик хороший Митрий, сам в работ никах жил...». Старик уже плохо слу шал Седова и все рассчитывал, за сколько же ему окончательно сговорить ся работать у артельщиков до Покрова. — Ну, как ты смотришь на это? Нужда-то тебе зубы изъела, сам зна ешь... А что ты казах, а мы русские — это не беспокойся, она, брат, Советская- то власть всех выравняла. А я им (ар тельщикам. — М. Ш.) ежели чего, я им отрежу на руль с полтиной... — Согласен я! Вот только ценой сой демся как? Срок какой? Хлеб посеешь ли, деньгами ли платить будешь? Одежка, обувка как? Сам нанимался, сам знаешь. Казах-пастух — бедный человек, у него все тут. — Рахимжан выкинул жилистые коричневые руки и вопросительно посмотрел на Седова. Долго не мог понять старик: «Как же это так можно бедному казаху, у кото рого только две руки, да две лошади, на равных правах работать с русскими мужиками». Напомню: действие происходт спустя лишь несколько лет после революции. Отрыжки национальной вражды были еще очень сильны, особенно в районах, заселенных раскольниками-староверами. Русские кулаки, все эти амосы карпычи и мосеи анкудинычи, казахов-землепаш- цев и охотников за людей не считали, притесняли и разоряли их всеми возмож ными способами. А царское правитель ство потакало этому. Революция урав няла все национальности. Но в быту пе режитки национальной вражды остава лись еще много лет. В приведенной сцене очень точно пе редано психологическое состояние бат- рака-казаха. Он знает, что Седов гово рит с ним от имени артели, но ему даже в голову не приходит, что его пригла шают вступить в артель равноправным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2