Сибирские огни, 1958, № 12

ветствующая роману «Капкан», выдер­ жавшему много изданий, называется те­ перь «Раскольники», вторая часть, со­ ответствующая роману «Враг», тоже выдержавшему много изданий, ныне на­ зывается и вовсе бесцветно: «На пере­ ломе». Последнее издание романа «Горные орлы» (1956 г.) заново отредактировано автором. Причем, это было не просто редактирование, а кропотливая, творче­ ская работа над языком. Ефим Пермитин любит родное слово, знает его сокровенные «тайны» и умеет пользоваться словом для создания от­ четливо-зримых, слышимых, почти ося­ заемых картин и сцен — живых, страст­ ных, волнующих. Ему -доступны бога­ тейшие алмазные россыпи русского язы­ ка, и он с любовью отыскивает в этих россыпях именно те слова, которые наи­ более точно выражают сущность ха­ рактера того или иного персонажа, его настроений и размышлений. В своем творчестве он широко использует народ­ ные обороты, особенно при индивидуа­ лизации живой речи персонажей. При этом вполне естественно вкрадцваются и диалектизмы. Их было особенно много в первых из­ даниях произведений Е. Пермитина. На это в свое время, по справедливости, обратил внимание М. Горький. В иных местах диалектизмы прямо-таки затруд­ няли чтение. Вот, к примеру, из расска­ за «В белках»: «— Все хошь избушку отогревать днями будет...». Если считать слово «хошь» за про­ сторечие от «хочешь», то приведенная фраза не имеет никакого смысла. Й только по контексту, -после некоторых раздумий, можно догадаться, что слово «хошь» в данном случае нужно читать как «хоть». Ефим Пермитин серьезно отнесся к критическим замечаниям М. Горького и ревностно продолжал работать над язы­ ком своих произведений для каждого нового издания. Ранние издания «Кап­ кана», например, не идут ни в какое сравнение по чистоте языка с тем, что составляет ныне первую часть «Горных орлов». Есть писатели, которые изображают в своих произведениях по преимуществу то, что хорошо «отстоялось» во време­ ни. Одна из особенностей художествен­ ного дарования Ефима Пермитина со­ стоит в том, что он черпает материал для своего творчества из текущей жиз­ ни, верно угадывая тенденции ее разви­ тия. Романы «Горные орлы» и «Ручьи ве­ сенние» создавались, так сказать, по ходу жизни. Именно: не по следам жиз­ ни, а непосредственно по ходу ее раз­ вития. По существу эти произведения обнимают почти все годы строительства социализма в мирных условиях — с середины двадцатых до середины пя­ тидесятых годов. -«Горные орлы» вос­ производят жизнь русского крестьян­ ства от момента завершения войны граж­ данской до начала войны Отечествен­ ной, «Ручьи весенние» дают картину наступления на целину в 1954—1955 годах. Наступление на темноту и невежество началось с момента создания в Черно- вушке партийной ячейки, или, сказать точнее, — партийно-кандидатской груп­ пы, в которую вошли: мастеровой Стани­ слав Величко, батрак Дмитрий Седов, отбившийся от деда-раскольника Сели- фон Адуев и бедняк Герасим Петухов. Крохотная, но организация! По этому поводу Зурнин писал секретарю волкома партии Быкову: «Только подумай — в Черновушке партийная ячейка! Скоро и артель сколотим!». Партийная ячейка оказалась такой силой, которую кулаки не могли одо­ леть ни провокациями, ни поджогами, ни выстрелами, ни даже восстанием! Ефим Пермитин показал, как скла­ дывалась эта несокрушимая сила в глу­ хом алтайском селе, как вокруг партий­ ной ячейки постепенно образовывался актив сочувствующих, как потом воз­ никла и вынашивалась идея создания сельскохозяйственной артели, как эта артель — в чудовищных муках! — соз­ давалась, разрушалась и снова крепла. Как писатель-реалист, Е. Пермитин не обходит и теневых сторон действи­ тельности. Он изображает жизнь во всей сложности со всеми ее трудностями. ...Артель. А что в артели? О тракто­ рах даже не мечтали — о них попросту не слыхивали. Для пахоты и лошадей- то не хватало. Ни инвентаря, ни сбруи. Объединились-то бедняки да батраки — голь перекатная! Пусть читают это ны­ нешние колхозники, трактористы и ком­ байнеры и изумляются мужеством сво­ их отцов и матерей, героически зачинав­ ших новую жизнь. Они трудились само­ забвенно от зари до зари, вырастили богатейший урожай, радовались перво­ му в своей жизни достатку. Шутка ли — из нужды выбились! «— Душа ликует, когда слышу, как скрипят телеги со снопами... Музы­ ка!» — восторженно говорил Герасим Петухов о первом артельном урожае. Эта радость артельщиков приводила в бешенство кулаков, и они сожгли скир­ ды артели. Чудовищное горе! Но и оно не сломило энтузиастов. Люди успели уже убедиться, что коллективным тру­ дом они могут преодолеть любые труд­ ности. Пожар прихватил и скирды неко­ торых середняков, разорив их до нитки. Перед ними было два пути: либо — в батраки к богатеям, либо — в артель. Акинф Овечкин и братья Свищевы по­ дались к артельщикам, Емелька Драно­ носка, мечтавший о кулацком «богачеет- ве» и не признававший коллективного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2