Сибирские огни, 1958, № 12
ветствующая роману «Капкан», выдер жавшему много изданий, называется те перь «Раскольники», вторая часть, со ответствующая роману «Враг», тоже выдержавшему много изданий, ныне на зывается и вовсе бесцветно: «На пере ломе». Последнее издание романа «Горные орлы» (1956 г.) заново отредактировано автором. Причем, это было не просто редактирование, а кропотливая, творче ская работа над языком. Ефим Пермитин любит родное слово, знает его сокровенные «тайны» и умеет пользоваться словом для создания от четливо-зримых, слышимых, почти ося заемых картин и сцен — живых, страст ных, волнующих. Ему -доступны бога тейшие алмазные россыпи русского язы ка, и он с любовью отыскивает в этих россыпях именно те слова, которые наи более точно выражают сущность ха рактера того или иного персонажа, его настроений и размышлений. В своем творчестве он широко использует народ ные обороты, особенно при индивидуа лизации живой речи персонажей. При этом вполне естественно вкрадцваются и диалектизмы. Их было особенно много в первых из даниях произведений Е. Пермитина. На это в свое время, по справедливости, обратил внимание М. Горький. В иных местах диалектизмы прямо-таки затруд няли чтение. Вот, к примеру, из расска за «В белках»: «— Все хошь избушку отогревать днями будет...». Если считать слово «хошь» за про сторечие от «хочешь», то приведенная фраза не имеет никакого смысла. Й только по контексту, -после некоторых раздумий, можно догадаться, что слово «хошь» в данном случае нужно читать как «хоть». Ефим Пермитин серьезно отнесся к критическим замечаниям М. Горького и ревностно продолжал работать над язы ком своих произведений для каждого нового издания. Ранние издания «Кап кана», например, не идут ни в какое сравнение по чистоте языка с тем, что составляет ныне первую часть «Горных орлов». Есть писатели, которые изображают в своих произведениях по преимуществу то, что хорошо «отстоялось» во време ни. Одна из особенностей художествен ного дарования Ефима Пермитина со стоит в том, что он черпает материал для своего творчества из текущей жиз ни, верно угадывая тенденции ее разви тия. Романы «Горные орлы» и «Ручьи ве сенние» создавались, так сказать, по ходу жизни. Именно: не по следам жиз ни, а непосредственно по ходу ее раз вития. По существу эти произведения обнимают почти все годы строительства социализма в мирных условиях — с середины двадцатых до середины пя тидесятых годов. -«Горные орлы» вос производят жизнь русского крестьян ства от момента завершения войны граж данской до начала войны Отечествен ной, «Ручьи весенние» дают картину наступления на целину в 1954—1955 годах. Наступление на темноту и невежество началось с момента создания в Черно- вушке партийной ячейки, или, сказать точнее, — партийно-кандидатской груп пы, в которую вошли: мастеровой Стани слав Величко, батрак Дмитрий Седов, отбившийся от деда-раскольника Сели- фон Адуев и бедняк Герасим Петухов. Крохотная, но организация! По этому поводу Зурнин писал секретарю волкома партии Быкову: «Только подумай — в Черновушке партийная ячейка! Скоро и артель сколотим!». Партийная ячейка оказалась такой силой, которую кулаки не могли одо леть ни провокациями, ни поджогами, ни выстрелами, ни даже восстанием! Ефим Пермитин показал, как скла дывалась эта несокрушимая сила в глу хом алтайском селе, как вокруг партий ной ячейки постепенно образовывался актив сочувствующих, как потом воз никла и вынашивалась идея создания сельскохозяйственной артели, как эта артель — в чудовищных муках! — соз давалась, разрушалась и снова крепла. Как писатель-реалист, Е. Пермитин не обходит и теневых сторон действи тельности. Он изображает жизнь во всей сложности со всеми ее трудностями. ...Артель. А что в артели? О тракто рах даже не мечтали — о них попросту не слыхивали. Для пахоты и лошадей- то не хватало. Ни инвентаря, ни сбруи. Объединились-то бедняки да батраки — голь перекатная! Пусть читают это ны нешние колхозники, трактористы и ком байнеры и изумляются мужеством сво их отцов и матерей, героически зачинав ших новую жизнь. Они трудились само забвенно от зари до зари, вырастили богатейший урожай, радовались перво му в своей жизни достатку. Шутка ли — из нужды выбились! «— Душа ликует, когда слышу, как скрипят телеги со снопами... Музы ка!» — восторженно говорил Герасим Петухов о первом артельном урожае. Эта радость артельщиков приводила в бешенство кулаков, и они сожгли скир ды артели. Чудовищное горе! Но и оно не сломило энтузиастов. Люди успели уже убедиться, что коллективным тру дом они могут преодолеть любые труд ности. Пожар прихватил и скирды неко торых середняков, разорив их до нитки. Перед ними было два пути: либо — в батраки к богатеям, либо — в артель. Акинф Овечкин и братья Свищевы по дались к артельщикам, Емелька Драно носка, мечтавший о кулацком «богачеет- ве» и не признававший коллективного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2