Сибирские огни, 1958, № 12
Е. Пермитина пленил рассказ одного охотника о том, как в полуночный час куются медвежьи капканы. Он написал сцену. Некоторое время спустя ему рас сказали трагический случай: опытный охотник насторожил капкан на медведя и нечаянно сам попал в него. Будучи не в силах освободить раздробленную ногу, он ножом отрезал ее по колено и потом умер от гангрены... Пермитин написал еще сцену. Возникла мысль написать охотничий рассказ. Стал обдумывать сюжет и прежде всего задался вопросом: что же за человек был тот охотник, что в капкан угодил? Он начал перебирать зна комых крестьян-охотников и вспоминать то один, то другой случай из сельской жизни. Случаи как будто не имели от ношения к драматичной истории с кап каном, но каким-то странным образом с ним соприкасались. И чем больше думал писатель, тем больше приходило на па мять все новых и новых «житейских» фактов. И вот слово «капкан» вдруг так рас- .ширилось, что превратилось в метафору. И Е. Пермитин решил: нет, тут надо пи сать не охотничий рассказ, а повесть или даже роман. Так возникло это произведение. В нем есть и поэтическая сцена ковки капкана в полуночный час, есть и драматический эпизод с ногой, но это лишь небольшие фрагменты. Они органично входят в сю жет романа, но роль их подчиненная: оттенить определенные черты характе ров некоторых действующих лиц. Глав ное же содержание романа — изображе ние классовой борьбы в деревне. Действие происходит в одном из отда леннейших, глухих районов страны — за тридевять земель от культурных, по литических центров, за горами, за леса ми, за долами — в сотнях километров от железной дороги. Изображенная в романе деревня Чер- новушка — своеобразная крепость ку- лаков-староверов, раскольников. К мо менту, с которого начинается повество вание (примерно, 1926 год), фактическая власть в Черновушке полностью принад лежала кулачеству. Общественной жизнью верховодят староверский поп Амос и кулак Егор Рыклин. Председа тель сельского совета — их ставленник, бедняки и батраки — в кабальных дол гах и боятся рот раскрыть. Словом, положение тут такое, что Со ветская власть существует лишь фор мально, а хозяева деревни, как и до ре волюции, кулаки. Застывшее болото кулацкого благопо лучия взбудоражил прибывший в Черно- вушку уполномоченный волкома партии Зурнин. Нет, он не сразу нашел контакт с местной беднотой и батрачеством. Его появление писатель изображает реали стически — ведь он тут никого не знает и его никто не знает. В Черновушке и до Зурнина бывали разные уполномочен ные из волостного центра и никаких су щественных перемен от этого не проис ходило. Приедут, заявятся в сельсовет, поговорят с председателем, его «акти вом», состоящим сплошь из кулаков, и умиротворенные благополучием дел, отбудут... Появление Зурнина тоже не вызвало особенных тревог у местных воротил: где ему разобраться в сложной расста новке сил! Поживет недельку, да и уедет. Но Зурнин не уехал. Он решил жить в Черновушке столько времени, сколько потребуется для того, чтобы изучить обстановку, вникнуть в суть взаимоотно шений крестьян, понять место каждого в общественной жизни и то, от кого, кто и каким образом зависит. Он решил во что бы то ни стало сблизиться с бедно той и батрачеством, сплотить вокруг се бя эту часть крестьянства, внушить бед някам веру в их силы, поднять их на борьбу с засильем кулаков. Писатель правдиво показывает, как трудно пришось Зурнину на первых по рах в Черновушке. Вот характерная сце на на собрании. Зурнину предоставлено слово. Но не успел еще он и рта рас крыть, как из зала рявкнули: «— Кто ты есть такой? Из каких та ких квасов? — Товарищи! — обратился Зурнин к собранию... —- Товарищей себе нашел, табашная душа! Опять уговорщик приехал: «Ста ро — плохо, ново — хорошо». Слыша ли это... Надоело!.. ...Волосатый Автом угрожающе стал пробираться к Зурнину. Лицо его на лилось кровью, голос сипел от напряже ния. — Чудно дядино гумно — семь лет хлеба нет, а свиньи роются. Мы ни под кайим видом не желаем коммунного ва шего счастья, а вы нас каждую зиму усватываете. До каких этто пор будет? До кканих, спрашиваю?!». Зурнин не дал запугать себя и сбить с толку. День за днем он приглядывался все пристальней к окружающей действи тельности и, мало-помалу, перед ним ста ла вырисовываться подлинная картина жизни в деревне. Кулацких тузов он оп ределил очень скоро, но кто такой Егор Рыклин — кулак или середняк? Кто такой Емелька Драноноска? И по уни зительному прозвищу («Драноноска»), и по внешнему виду (тщедушный мужи чонка в обносках), и по хозяйственному достатку (точнее сказать, — по недо статку) — это бедняк, с грехом пополам выбивающийся в середняки. А на собра ниях ведет себя как ярый кулак. Да' и бедняки не одинаковы. Вдова Виринея — бедна, да слава о ней ху дая — «гулящая». Тишка Курносенок— голь перекатная, да вор; Иэот Пого- нышев — честный человек, отец боль шого семейства, да уж так забит я за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2