Сибирские огни, 1958, № 12

Е. Пермитина пленил рассказ одного охотника о том, как в полуночный час куются медвежьи капканы. Он написал сцену. Некоторое время спустя ему рас­ сказали трагический случай: опытный охотник насторожил капкан на медведя и нечаянно сам попал в него. Будучи не в силах освободить раздробленную ногу, он ножом отрезал ее по колено и потом умер от гангрены... Пермитин написал еще сцену. Возникла мысль написать охотничий рассказ. Стал обдумывать сюжет и прежде всего задался вопросом: что же за человек был тот охотник, что в капкан угодил? Он начал перебирать зна­ комых крестьян-охотников и вспоминать то один, то другой случай из сельской жизни. Случаи как будто не имели от­ ношения к драматичной истории с кап­ каном, но каким-то странным образом с ним соприкасались. И чем больше думал писатель, тем больше приходило на па­ мять все новых и новых «житейских» фактов. И вот слово «капкан» вдруг так рас- .ширилось, что превратилось в метафору. И Е. Пермитин решил: нет, тут надо пи­ сать не охотничий рассказ, а повесть или даже роман. Так возникло это произведение. В нем есть и поэтическая сцена ковки капкана в полуночный час, есть и драматический эпизод с ногой, но это лишь небольшие фрагменты. Они органично входят в сю­ жет романа, но роль их подчиненная: оттенить определенные черты характе­ ров некоторых действующих лиц. Глав­ ное же содержание романа — изображе­ ние классовой борьбы в деревне. Действие происходит в одном из отда­ леннейших, глухих районов страны — за тридевять земель от культурных, по­ литических центров, за горами, за леса­ ми, за долами — в сотнях километров от железной дороги. Изображенная в романе деревня Чер- новушка — своеобразная крепость ку- лаков-староверов, раскольников. К мо­ менту, с которого начинается повество­ вание (примерно, 1926 год), фактическая власть в Черновушке полностью принад­ лежала кулачеству. Общественной жизнью верховодят староверский поп Амос и кулак Егор Рыклин. Председа­ тель сельского совета — их ставленник, бедняки и батраки — в кабальных дол­ гах и боятся рот раскрыть. Словом, положение тут такое, что Со­ ветская власть существует лишь фор­ мально, а хозяева деревни, как и до ре­ волюции, кулаки. Застывшее болото кулацкого благопо­ лучия взбудоражил прибывший в Черно- вушку уполномоченный волкома партии Зурнин. Нет, он не сразу нашел контакт с местной беднотой и батрачеством. Его появление писатель изображает реали­ стически — ведь он тут никого не знает и его никто не знает. В Черновушке и до Зурнина бывали разные уполномочен­ ные из волостного центра и никаких су­ щественных перемен от этого не проис­ ходило. Приедут, заявятся в сельсовет, поговорят с председателем, его «акти­ вом», состоящим сплошь из кулаков, и умиротворенные благополучием дел, отбудут... Появление Зурнина тоже не вызвало особенных тревог у местных воротил: где ему разобраться в сложной расста­ новке сил! Поживет недельку, да и уедет. Но Зурнин не уехал. Он решил жить в Черновушке столько времени, сколько потребуется для того, чтобы изучить обстановку, вникнуть в суть взаимоотно­ шений крестьян, понять место каждого в общественной жизни и то, от кого, кто и каким образом зависит. Он решил во что бы то ни стало сблизиться с бедно­ той и батрачеством, сплотить вокруг се­ бя эту часть крестьянства, внушить бед­ някам веру в их силы, поднять их на борьбу с засильем кулаков. Писатель правдиво показывает, как трудно пришось Зурнину на первых по­ рах в Черновушке. Вот характерная сце­ на на собрании. Зурнину предоставлено слово. Но не успел еще он и рта рас­ крыть, как из зала рявкнули: «— Кто ты есть такой? Из каких та­ ких квасов? — Товарищи! — обратился Зурнин к собранию... —- Товарищей себе нашел, табашная душа! Опять уговорщик приехал: «Ста­ ро — плохо, ново — хорошо». Слыша­ ли это... Надоело!.. ...Волосатый Автом угрожающе стал пробираться к Зурнину. Лицо его на­ лилось кровью, голос сипел от напряже­ ния. — Чудно дядино гумно — семь лет хлеба нет, а свиньи роются. Мы ни под кайим видом не желаем коммунного ва­ шего счастья, а вы нас каждую зиму усватываете. До каких этто пор будет? До кканих, спрашиваю?!». Зурнин не дал запугать себя и сбить с толку. День за днем он приглядывался все пристальней к окружающей действи­ тельности и, мало-помалу, перед ним ста­ ла вырисовываться подлинная картина жизни в деревне. Кулацких тузов он оп­ ределил очень скоро, но кто такой Егор Рыклин — кулак или середняк? Кто такой Емелька Драноноска? И по уни­ зительному прозвищу («Драноноска»), и по внешнему виду (тщедушный мужи­ чонка в обносках), и по хозяйственному достатку (точнее сказать, — по недо­ статку) — это бедняк, с грехом пополам выбивающийся в середняки. А на собра­ ниях ведет себя как ярый кулак. Да' и бедняки не одинаковы. Вдова Виринея — бедна, да слава о ней ху­ дая — «гулящая». Тишка Курносенок— голь перекатная, да вор; Иэот Пого- нышев — честный человек, отец боль­ шого семейства, да уж так забит я за­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2