Сибирские огни, 1958, № 12
воположных социальных сил. Причем, столкновение дано лишь в зародыше и не имеет ни развития, ни завершения. Сцена эта почти без изменений пере шла в повесть. Анемподист Вонифать- евич представлен писателем как хитрый, коварный, медоточивый, будто бы гу манный, а на самом деле безжалостный в своей корысти человек. Причем, это совершенно самобытный характер. У него и замашки свои, и строй речи осо бенный. Но роль его в рассказе очень ограничена. Верно намечены характеры и всех других действующих лиц рассказа: Мо- кея, Зиновейки, Терьки и Зотика. В ду шевном строе каждого из них есть что-то свое, особенное, отличное от всех дру гих. В характере Мокея бросается в гла за своеобразная самоотверженность, в характере Зиновейки — услужливость, подлизыванье к богачу Анемподисту; в образах подростков Терьки и Зотика, кроме общей их детской наивности, мож но разглядеть также некоторые индиви дуальные черты: воспитанное поколе ниями бесстрашие в борьбе с природой у Зотика, кротость и послушание у сироты Терьки. Но действуют-то в рассказе по суще ству только двое: охотник Нефед, ко торого мы и рассмотреть как следует не успели перед его гибелью, и Зотик. Ос тальные персонажи много обещают в бу дущем, но пока проявили себя мало. Ав тор только растравил любопытство чи тателя и кончил рассказ там, где бы ему и развернуться в широкую социальную картину. Мы видим, догадываемся: не миновать Мокею большой схватки с ко варным Анемподистом. А какую сторону возьмет при этом Зиновейка? А как по ведет себя в жизни круто повзрослев ший Зотик? Посмелеет ли, сделается ли бойцом в случае нужды сын вдовы-бат рачки Терька? Найдут ли эти подростки верную дорогу в жизни? Заинтересовал автор читателя и вто ростепенными образами — деда Наума и жены Нефеда Феклисты. Они пока вовсе ничем не проявили себя в назревающем социальном конфликте. В повести «Когти» характеры всех действующих лиц рассказа нашли свое развитие. Все повествование — от на звания до заключительных строк — приобрело яркую общественно-политиче скую окраску. История о когтях «хозяи на» тайги медведя, оторванных бес страшным выстрелом охотника, приобре ла символический смысл: когти вырваны у еще более страшного зверя — кулака! Анемподист Вонифатьевич нарисован теперь во весь рост; показана его волчья хватка. А рядом с Анемподистом вырос ла еще более зловещая фигура скупщи ка пушнины Дениса Денисовича, кото рый в рассказе мелькнул лишь однаж ды, а в повести занял одну из главных ролей. Это умные, изощренные в борьбе враги Советской власти. Их сою зники - бандиты, контрабандисты. В противоположном лагере форми руются новые силы. Это по преимущест ву молодежь: бывший беспризорник Ми тя Шершнев, Зотик, Терька, Вавилка, Амоска, организовавшие первую в Сиби ри охотничью артель и составившие бое вое ядро комсомольской ячейки, это дед Наум, Мокей, Феклиста, Мартемьяниха, Пистимея... Нелегко было взрослым пой ти за молодежью,—пошли. Опыт убедил. Не очень ясно представляя задачи ком сомола. но видя, что комсомольцы—ра ботящие, напористые и честные парни, — запросились в комсомольскую ячей ку и взрослые, и пожилые, и старики. Нечасто случалось так в жизни, однако же случилось, — многие комсомольцы двадцатых годов, помнят такие смешные,’ но славные для комсомола факты. Перед тем, как была опубликована по весть «Когти», в журнале «Охотник и пушник Оибири» в 1928 году появились фрагменты другого произведения Ефима Пермитина — романа «Капкан». Чуть позже этот роман был напечатан полно стью в журнале «Сибирские огни», а потом после некоторой доработки вы шел отдельным изданием в Москве, пе реиздавался неоднократно и, наконец, вошел составной частью в широкую эпо пею «Горные орлы». В ту пору в Советском Союзе было не которое число сельскохозяйственных коммун и товариществ по совместной обработке земли, но идея коллективиза ции еще не была популярной. Бухарин и его последователи по правому уклону активно пропагандировали идею укреп ления единоличного крестьянского хо зяйства. В этих условиях беспартийному писателю было не просто определить свою позицию. Е. Пермитин определил ее верно — в духе генеральной линии партии. Более чем за год до сплошной коллективизации он сначала в одной, потом в другой книге с художественной достоверностью показал, что для бед нейшего и среднего крестьянства нет другого пути развития, кроме артельно го. Эта прозорливость писателя не слу чайна. Он жил среди крестьян, бывал в десятках деревень, своими глазами видел крестьянские нужды, наблюдал обост рявшуюся в то время классовую борьбу бедноты с кулачеством. Сама жизнь тол кала бедняков и маломощных середня ков к объединению в артели. Сельские коммунисты возглавляли их усилия. Стремление к коллективному ведению хозяйства возникало само по себе, как острейшая жизненная необходимость. И художник, бывший в водовороте всех со бытий, правдиво изобразил это в своих произведениях. История возникновения романа «Кап кан» не менее любопытна, чем повести «Когти».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2