Сибирские огни, 1958, № 12
убитый, закричал громко, тоскливо, сло жил крылья и камнем упал рядом с то варищем...». Рассказ страдает многими компози ционными изъянами. Любовно-лириче ская линия, например, лишь слабо наме чена. Образ девушки Люды совершенно не выявлен и оттого любовь раскрыта слабо. Но легшие в основу произведе ния фактические наблюдения автора- охотника замечательны. Вся литературная юность Ефима Пер- митина связана с основанным им жур налом. В первые два года он назывался «Охотник Алтая», потом, в начале 1925 года, к названию было добавлено: «...и средней Сибири», и журнал стал межоб ластным, а весной того же года он уже превратился в солидный ежемесячник всего Сибирского края и стал называться «Охотник и пушник Сибири». При всех этих реорганизациях Ефим Пермитин оставался душой журнала, его бессмен ным редактором и автором. Тут посте пенно раскрывалось и совершенствова лось его писательское дарование. Ефим Пермитин — потомственный старожил горных сибирских мест. Тут родились и прожили свою долгую жизнь его дед и отец столяр-краснодеревец, тут родился и прожил до тридцати лет и Ефим. Маленький в ту пору уездный городок Усть-Каменогорск расположен в устье двух рек: Иртыша и Ульбы — как раз на границе двух губерний. Половина города считалась в Томской, а другая половина — в Семипалатинской губер нии. Семья Пермитиных жила в Семи палатинской. В ближайшем тылу города — высо кие горы. От города до подошвы гор ру кой подать. Летом подросток пас скот в горах, собирал ягоды, зимой учился хо дить на лыжах. Окончив городское учи лище (семилетку), он два года работал «мальчиком» в кондитерской купца Ананьина. В эту же пору пристрастился и к охоте в родных горах... Эта страсть осталась на всю жизнь... Работая в кондитерском заведении, юноша самоучкой готовился в учителя и в 1912 году экстерном сдал экзамен за курс учительской семинарии. Учительст вовал в глухих «медвежьих уголках» — за пятьсот-шестьсот километров от же лезной дороги. Кругом горы, дремучие леса, полные зверья и пернатой дичи. Местные жители чуть ли не сплошь охотники. В их среде Ефим Пермитин был своим человеком. Своеобразный быт этих людей, полный романтики, сопря женный с опасностями, повседневный их труд, достойные изумления физиче ская выносливость, упорство и бесстра шие пленили воображение молодого учителя. Империалистическая война, в которой Пермитин участвовал в звании прапор щика, расширила его общественный кру гозор, а участие в войне гражданской определило и обостряло его социально- политическое самосознание. Е. Пермитин стал зорче всматриваться в действитель ность и явственно различать классовое расслоение деревни. Выступив после гражданской войны одним из инициаторов создания промыс лово-охотничьего союза, а вслед за тем — организатором журнала «Охотник Алтая», Е. Пермитин много путешество вал по разбросанным на стоверстных пространствах алтайским селам и заим кам и еще более обогатился впечатления ми о жизни своего народа. В первых его рассказах, о которых бы ло упомянуто выше, мы не видим боль шого общественного содержания. Это 'либо забавные, либо драматические охотничьи истории. В том же чисто охот ничьем плане написан и очерк «Соболь», опубликованный в 1926 году в одном из номеров семипалатинской областной газеты. Но взятый из жизни драматиче ский случай, послуживший материалом для очерка, так взволновал писателя, что он уже не мог от него отойти. И вот появляется большой рассказ «В белках» (1927). Тут впервые для Пермитина в художественной форме вы ражено классовое расслоение советской деревни двадцатых годов. Драматиче ский случай На охоте использован писа телем для выявления характеров, имею щих разную социальную окраску. Ярко выписанный художником образ кулака Анемподиста Вонифатьевича противопо ставлен охотнику-труженику Мокею. Рассказ был приветливо встречен как читателями, так и критикой. Но сам пи сатель остался неудовлетворенным. Пос ле опубликования рассказа он увидел неиспользованные идейно-художествен ные возможности, которые таит в себе этот материал, и стал писать повесть «Когти». Такова внешняя история этого произ ведения — от охотничье-этнографиче- ского очерка до повести, пережившей уже три десятилетия и не утратившей за эти долгие годы ни своей идейной свежести, ни художественно-эмоциональ ной выразительности. 2 Нет никакой возможности сравнивать газетный очерк «Соболь» с повестью «Когти». И мы этого не будем делать. Но сравнение повести с рассказом «В белках», на наш взгляд, может быть пло дотворным и поучительным во многих отношениях. В центре рассказа — драматическая ситуация гибели охотника Нефеда и, ка залось, обреченного на гибель его мало летнего братишки Зотика, столкновение человека с природой. И лишь в одной сцене — в охотничьей избушке — чи татель видит столкновение двух проти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2