Сибирские огни, 1958, № 12

Ефим Пермитин и его творчество 1 В январе 1923 года в глухом уездном* городишке горного Алтая Усть-Камено­ горске, расположенном в двухстах кило­ метрах от железной дороги, произошло событие, ставшее потом историческим: тут вышел первый номер первого в не­ объятной Сибири охотничьего литера­ турно-художественного журнала. Назывался журнал «Охотник Алтая». Отпечатан он был на желтой бумаге, предназначенной для обертки мыла... Не­ уклюжая тоненькая тетрадь в шестна­ дцать страниц без обложки. Шрифт из­ битый, слепой. Иные слова отпечатаны так плохо, что о их значении можно бы­ ло лишь догадываться. Но, по тому вре­ мени, все это были сущие пустяки. В уездном городе вышел свой литератур­ но-художественный журнал — вот что было изумительно! Инициатором и создателем журнала выступил местный учитель, книголюб и заядлый охотник Ефим Николаевич Пермитин. О том, как журнал создавался, можно бы рассказать много интересного, но это не входит в нашу задачу. Начатый эк­ спромтом журнал вскоре завоевал сим­ патии читателей, стал популярным не только в Усть-Каменогорском уезде и даже не только в Сибири, а во всей стране и просуществовал много лет. Но для нас в данном случае важен первый номер его. В нем опубликован рассказ никому до тех пор неизвестного Ефима Пермитина — «Памяти поэта-охотни- ка». Это — творческий дебют. Судя по «ему, новый писатель обладает зна­ чительным художническим талантом и... не имеет никакого литературного опыта. Ефиму Пермитину было в ту пору двадцать семь лет. Он принимал уча­ стие в первой мировой войне и в войне гражданской, несколько лет учительст­ вовал, пахал землю, был активистом охотничьего промыслового союза. Сло­ вом, жизненных наблюдений было у не­ го много и — самых разнообразных. И вот первый рассказ... Тема его обусловлена направлением журнала — охота, интонация напоминает некоторые рассказы Гоголя, сюжет близок «Тарта- рену из Тараскона» Додэ. В следующем (февральском) номере журнала еще рассказ — «В осаде». Тема та же — охота, но повествование ведется уже в другом плане. Если пер­ вый рассказ от начала до конца прони­ зан юмором, то второй отличается не­ прерывно нарастающим драматическим напряжением. И тут уже нет никаких за­ имствований. Литературная неопытность автора видна в каждом абзаце, но и та­ лант хорошо виден. Начало рассказа, к примеру, совершенно немощное и для сюжета ненужное, особенно в таком ко­ ротком произведении, как это (полторы журнальных страницы). Встречается не­ мало лишних строк и в других местах. Но центральный, кульминационный мо­ мент — когда стая волков окружает по­ возку деда Назара — написан хорошо. Тут читатель испытывает подлинное волнение. В последующих номерах журнала (1923—1925 гг.) Е. Пермитиным опуб­ ликовано в общей сложности более де­ сятка коротких рассказов, сценок, зари­ совок. Иные из них по ряду причин пе­ чатались под псевдонимами. Литератур­ ные достоинства этих миниатюр не пред­ ставляют особенного интереса. Большин­ ство их написано о том или ином, кон­ кретном факте из жизни союза охотни­ ков (как, например, «Не плюй в коло­ дец...» или «Сцена из действительно­ сти»), другие любопытны лишь с позна­ вательной точки зрения (как, например, «За дрофами»). Но встречаются вещи и сильные, даже удивительные по эмоцио­ нальному накалу. Таков одностраничный рассказ «У костра», опубликованный в четвертой книжке журнала за 1923 год. Охотник, от лица которого ведется рассказ, долго мечтал подстрелить лебе­ дя. И вот однажды такой случай пред­ ставился: на небольшой высоте летит целая стая лебедей. «Меня заколотила охотничья лихорадка. «Только бы повер­ нули! Господи, только бы повернули», просил я, и впился глазами хищника в этих красивых, грациозных птиц... «Вы­ стрел дуплетом — и один лебедь упал замертво. «От пролетавшей уже стаи отделился еще один лебедь, повернул назад и, когда сравнялся с тем местом, где лежал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2