Сибирские огни, 1958, № 12
Ефим Пермитин и его творчество 1 В январе 1923 года в глухом уездном* городишке горного Алтая Усть-Камено горске, расположенном в двухстах кило метрах от железной дороги, произошло событие, ставшее потом историческим: тут вышел первый номер первого в не объятной Сибири охотничьего литера турно-художественного журнала. Назывался журнал «Охотник Алтая». Отпечатан он был на желтой бумаге, предназначенной для обертки мыла... Не уклюжая тоненькая тетрадь в шестна дцать страниц без обложки. Шрифт из битый, слепой. Иные слова отпечатаны так плохо, что о их значении можно бы ло лишь догадываться. Но, по тому вре мени, все это были сущие пустяки. В уездном городе вышел свой литератур но-художественный журнал — вот что было изумительно! Инициатором и создателем журнала выступил местный учитель, книголюб и заядлый охотник Ефим Николаевич Пермитин. О том, как журнал создавался, можно бы рассказать много интересного, но это не входит в нашу задачу. Начатый эк спромтом журнал вскоре завоевал сим патии читателей, стал популярным не только в Усть-Каменогорском уезде и даже не только в Сибири, а во всей стране и просуществовал много лет. Но для нас в данном случае важен первый номер его. В нем опубликован рассказ никому до тех пор неизвестного Ефима Пермитина — «Памяти поэта-охотни- ка». Это — творческий дебют. Судя по «ему, новый писатель обладает зна чительным художническим талантом и... не имеет никакого литературного опыта. Ефиму Пермитину было в ту пору двадцать семь лет. Он принимал уча стие в первой мировой войне и в войне гражданской, несколько лет учительст вовал, пахал землю, был активистом охотничьего промыслового союза. Сло вом, жизненных наблюдений было у не го много и — самых разнообразных. И вот первый рассказ... Тема его обусловлена направлением журнала — охота, интонация напоминает некоторые рассказы Гоголя, сюжет близок «Тарта- рену из Тараскона» Додэ. В следующем (февральском) номере журнала еще рассказ — «В осаде». Тема та же — охота, но повествование ведется уже в другом плане. Если пер вый рассказ от начала до конца прони зан юмором, то второй отличается не прерывно нарастающим драматическим напряжением. И тут уже нет никаких за имствований. Литературная неопытность автора видна в каждом абзаце, но и та лант хорошо виден. Начало рассказа, к примеру, совершенно немощное и для сюжета ненужное, особенно в таком ко ротком произведении, как это (полторы журнальных страницы). Встречается не мало лишних строк и в других местах. Но центральный, кульминационный мо мент — когда стая волков окружает по возку деда Назара — написан хорошо. Тут читатель испытывает подлинное волнение. В последующих номерах журнала (1923—1925 гг.) Е. Пермитиным опуб ликовано в общей сложности более де сятка коротких рассказов, сценок, зари совок. Иные из них по ряду причин пе чатались под псевдонимами. Литератур ные достоинства этих миниатюр не пред ставляют особенного интереса. Большин ство их написано о том или ином, кон кретном факте из жизни союза охотни ков (как, например, «Не плюй в коло дец...» или «Сцена из действительно сти»), другие любопытны лишь с позна вательной точки зрения (как, например, «За дрофами»). Но встречаются вещи и сильные, даже удивительные по эмоцио нальному накалу. Таков одностраничный рассказ «У костра», опубликованный в четвертой книжке журнала за 1923 год. Охотник, от лица которого ведется рассказ, долго мечтал подстрелить лебе дя. И вот однажды такой случай пред ставился: на небольшой высоте летит целая стая лебедей. «Меня заколотила охотничья лихорадка. «Только бы повер нули! Господи, только бы повернули», просил я, и впился глазами хищника в этих красивых, грациозных птиц... «Вы стрел дуплетом — и один лебедь упал замертво. «От пролетавшей уже стаи отделился еще один лебедь, повернул назад и, когда сравнялся с тем местом, где лежал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2