Сибирские огни, 1958, № 12
Хотел этого автор или нет, его внима ние сосредоточилось исключительно на теневых сторонах жизни, на мелких и незначительных характерах, на изобра жении «равнодушной» среды, окружаю щей незрелого, несамостоятельного под ростка. Подросток этот, Семен, посто янно тоскует и ноет, он все время в пле ну каких-то болезненных переживаний, совсем несвойственных возрасту, в ти сках обреченности и выдуманного «оди ночества». ■ Семен остался без родителей. И ни кто, по существу, не помог ему выйти на правильный трудовой путь до тех пор, пока- воришки, у которых он немед ленно оказался в руках, не попали под суд. Ему не смогла помочь и сестра Вера, вдруг ставшая обреченной и не счастной из-за того, что она полюбила грубого и бездушного Николая. Не по думал о нем и Николай, безжалостно разрушив то немногое, что осталось у Семена от семьи. Те же, кто как-то пы- .тался облегчить или изменить судьбу Се мена, делали это с холодным сердцем, мимоходом, не задумываясь, к каким .последствиям может привести их равно душие. Наконец, Семен попадает к се кретарю райкома, который легко и бы стро решает все противоречия Семено вой жизни. В целом в произведении отсутствует пафос заинтересованного, активного отношения людей к жизни, пафос сози дания и большой мечты. Семен и Виктор лишены красоты и силы, чужды романтики, бездейственны, бескрылы и по существу бесперспектив ны. В самом деле, чему они учат, куда зовут? • Иждивенческие настроения, ложное ощущение собственной неполноценно сти, одиночества и неустроенности — это зло, которое действительно имеет место в некоторых кругах нашей моло дежи. Но если в художественном произ ведении оно самодовлеет, если силы, ему противоборствующие, обрисованы недостаточно ярко и впечатляюще, то картина современной действительности искажается, нарушается жизненная до стоверность. Такое произведение ие представляет идейной и эстетической ценности. Рисуя сегодняшний день, В. Москов- кин, надо полагать, стремился избежать идилличности и лакировки, а на самом деле обнаружил недостаточное понима ние происходящих в стране процессов, выразил недоверие к действенному ха рактеру своих сЪвременников. Когда В. Собко, С. Сартаков, А. Кузнецов соз дают образы молодых людей, активно борющихся со своими противниками, пытающихся преодолеть трудности жиз ни. они тем самым показывают, как вы ковываются определенные действенные характеры наших современников и как проявляются в них существенные чер ты облика новых героев, героев наших дней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2