Сибирские огни, 1958, № 12

Хотел этого автор или нет, его внима­ ние сосредоточилось исключительно на теневых сторонах жизни, на мелких и незначительных характерах, на изобра­ жении «равнодушной» среды, окружаю­ щей незрелого, несамостоятельного под­ ростка. Подросток этот, Семен, посто­ янно тоскует и ноет, он все время в пле­ ну каких-то болезненных переживаний, совсем несвойственных возрасту, в ти­ сках обреченности и выдуманного «оди­ ночества». ■ Семен остался без родителей. И ни­ кто, по существу, не помог ему выйти на правильный трудовой путь до тех пор, пока- воришки, у которых он немед­ ленно оказался в руках, не попали под суд. Ему не смогла помочь и сестра Вера, вдруг ставшая обреченной и не­ счастной из-за того, что она полюбила грубого и бездушного Николая. Не по­ думал о нем и Николай, безжалостно разрушив то немногое, что осталось у Семена от семьи. Те же, кто как-то пы- .тался облегчить или изменить судьбу Се­ мена, делали это с холодным сердцем, мимоходом, не задумываясь, к каким .последствиям может привести их равно­ душие. Наконец, Семен попадает к се­ кретарю райкома, который легко и бы­ стро решает все противоречия Семено­ вой жизни. В целом в произведении отсутствует пафос заинтересованного, активного отношения людей к жизни, пафос сози­ дания и большой мечты. Семен и Виктор лишены красоты и силы, чужды романтики, бездейственны, бескрылы и по существу бесперспектив­ ны. В самом деле, чему они учат, куда зовут? • Иждивенческие настроения, ложное ощущение собственной неполноценно­ сти, одиночества и неустроенности — это зло, которое действительно имеет место в некоторых кругах нашей моло­ дежи. Но если в художественном произ­ ведении оно самодовлеет, если силы, ему противоборствующие, обрисованы недостаточно ярко и впечатляюще, то картина современной действительности искажается, нарушается жизненная до­ стоверность. Такое произведение ие представляет идейной и эстетической ценности. Рисуя сегодняшний день, В. Москов- кин, надо полагать, стремился избежать идилличности и лакировки, а на самом деле обнаружил недостаточное понима­ ние происходящих в стране процессов, выразил недоверие к действенному ха­ рактеру своих сЪвременников. Когда В. Собко, С. Сартаков, А. Кузнецов соз­ дают образы молодых людей, активно борющихся со своими противниками, пытающихся преодолеть трудности жиз­ ни. они тем самым показывают, как вы­ ковываются определенные действенные характеры наших современников и как проявляются в них существенные чер­ ты облика новых героев, героев наших дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2