Сибирские огни, 1958, № 12
пособленчества, стиляге и пустоцвету, у которого нет ничего святого на свете и всего одна «мечта»: прожить жизнь лег- ко и занятно. Так или иначе, все люди, с которыми вступает в соприкосновение Анатолий, помогают ему найти то, что он ищет: свое место в жизни. Совершенно ясно вырисовывается перед юношей заманчи вая цель его будущего: он станет инже- нером-строителем. Именно таких студен тов, сознательно и зрело выбравших се бе профессию, ждут сегодня наши вузы. Именно таких специалистов, ко торые до теоретической учебы прошли суровую практическую школу, ждет страна. Далеко не безупречен и юный Костя Барбин С. Сартакова. В нем еще многое в брожении, чувства берут в нем нередко верх над разумом, он совершает одну ошибку за другой: обижает девушку, дороже которой нет у него никого на свете, появляется на вахте в нетрезвом виде, из чувства ложного товарищества берет на себя вину проходимца и стяжа теля Шахворостова. Но этот здоровый, непосредственный, правдивый и чест ный парень не мог уже в свои девятна дцать лет не прийти к выводу: «Дело в том, что какая-то сила, которую я искал, сама нашла меня и вперед потащила. Может, в нашей жизни иначе и не бы вает?». Благотворное влияние общества, атмосфера, в которой мы живем, весь склад нашей жизни, где каждому досту пен путь к свершению героических дел и подвигов, — все это открыло перед Ко стей широкие перспективы, научило его выполнять свою главную обязанность— «быть человекам на земле». И таким образом, Костя Барбин безусловно ста новится положительным героем нашей молодежи. Суровую жизненную школу прошел в эти же годы Иван Железняк, и он не по возрасту серьезен и стоек. Он абсолют но нетерпим и к своим собственным сла бостям и ко всем черным силам, встаю щим на его пути к осуществлению це лей. Эти черные силы нельзя обойти: это директор ателье индпошива Шаро нов, черствый и корыстолюбивый тип; это старуха Галчиха, олицетворение хан жества и алчности; это все те, кто нажи вается на обмане народа и государства, кто лжет и лицемерит. В борьбе со всем этим злом растет и мужает Иван Желез няк, цельная и чистая натура, надежный друг, верный товарищ, инициативный и деятельный член общества, вдохновен ный боец и созидатель. Анатолий, Костя и Иван различаются неповторимыми особенностями внешнего облика, склада ума, темперамента и при звания. Но у них есть и общие качест ва: романтическая устремленность в бу дущее и активное участие в обществен но полезной деятельности, в повседнев ном будничном труде. Происходит орга ническое срастание этих качеств, и чита тель расстается с молодыми героями в твердой уверенности, что в будущем они не подведут, что именно они — преем ники боевых комсомольских традиций, надежный оплот мира и счастья на земле. ■ А вот перед нами совсем другой тип современного молодого человека — главный персонаж повести Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского». Как ему еще далеко до тех вдохновенных и сознательных ком сомольцев, которые ведут свою родо словную от Павла Корчагина- и Олега Кошевого! Как медленно и мучительно пробуждается в нем сознание человече ского достоинства. Виктор Подгур- ский — один из тех, кто спотыкается о первое жизненное препятствие. В шко ле Виктор был отличником, вел там об щественную работу, слыл неплохим и неглупым парнем и даже, как всякий молодой человек, мечтал о больших и славных делах. Но вот он «провалился» на приемных экзаменах в институт и по терял почву под ногами, впал в уныние, стал бездеятельным и безалаберным. Он не опешит устраиваться на работу — напряженный физический труд — это как раз то, о чем он никогда и не по мышлял. Самостоятельную учебу он организовать не в состоянии -—- не хва тает воли. И вот он слоняется без дела по городу, переругивается с матерью, на иждивении которой находится, напи вается на деньги, занятые у знакомых. У его любимой девушки, Нины Истри- ной, судьба сложилась 'иначе: Нина сильна духом, успешно учится, поль зуется вниманием и любовью окружаю щих, среди них — блистательного, пре успевающего Олега, и все это еще боль ше угнетает Виктора. Юноша целиком предается ощущениям своей мнимой «неполноценности», воображаемого «оди ночества», эгоистического равнодушия ко всему на свете. И так проходили дра гоценные месяцы. Но вот, наконец, Вик тор поступает лаборантом на завод. Од нако «в люди» он еще, увы, не вышел! У него едва появился проблеск созна ния того, что только в труде на благо людей он может восстановить утрачен ное равновесие, обрести уважение к се бе. В повести А. Гладилина, которой не льзя отказать в талантливости ее авто ра, нет решительного осуждения эго изма и бездеятельности, пассивности и беспомощности героя, нет страстного ут верждения идеалов нашей современно сти, и читатель не испытывает никакой уверенности в том, что главный герой повести когда-нибудь станет достойным его любви, станет «властителем дум» и настроений. И, конечно, не вызовет у юных чита телей желания подражать герой повести В. Московкина «Как жизнь, Семен?».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2