Сибирские огни, 1958, № 12

и черточки выдавать за основное, харак­ терное для нашей действительности. Между тем, характерным и опреде­ ляющим в советской жизни, особенно в современном ее развитии, являются большие, исторического значения дела, свидетельствующие о неистощимой твор­ ческой энергии советских людей, о их высокой морально-нравственной силе и вере в победу коммунизма. Запуск трех спутников и ракеты-ла­ боратории, освоение нескольких миллио­ нов гектаров целинной земли, сооруже­ ние мощных гидроэлектростанций, строительство новых и новых крупных городов и многое другое — все это про­ изводилось руками и умом советского человека под руководством Коммунисти­ ческой партии. Ежедневно и ежечасно в нашей стране проявляется массовый ге­ роизм в труде, в творчестве, в созида­ нии, возводится светлое здание комму­ низма — вот непреложная, всепобеж­ дающая правда. В связи с коренными задачами мате­ риального развития нашего общества, в связи с реальными общественными инте­ ресами решает свои задачи и советская литература. «Высшее общественное на­ значение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые ус­ пехи в строительстве коммунизма»1. Лучшие современные произведения советских писателей утверждают идеа­ лы, играющие действенную, преобра­ зующую роль в нашей жизни, идеалы, обусловленные закономерностями борь­ бы и развития общества, духовного ро­ ста и совершенствования наших людей. Эти идеалы, общественные и эстетиче­ ские, воплощаются в образах положи­ тельных героев, которые сходят со стра­ ниц книг, становятся в наш строй, жи­ вут и борются вместе с нами, как наши активные современники. Откликаясь на существеннейшие по­ требности общества, отражая действи­ тельность с партийных, коммунистиче­ ских позиций, советская литература создала целую галерею образов положи­ тельных героев, ставших нашими бое­ выми современниками, нашими учителя­ ми и соратниками. Это Чапаев и Корча­ гин, Кошевой и Мерееьев, Батманов и Воропаев и многие другие. Это люди большой мысли и героических характе­ ров, люди высокой нравственной красо­ ты. Героическое они совершают во имя коммунистических идей, во имя любви к людям. Молодежь нашего времени находит в них образец для подража­ ния. Образы положительных героев кри­ сталлизуются в сложных и трудных по­ исках. Понятие «положительный» охва­ тывает не одну какую-нибудь ступень 1 З а тесную с в я з ь ли тер атуры и и ску сст ­ в а с ж изнью народа , «Коммунист», 1957, № 1 2 . развития человека, его достижения, а всего человека, в преодолении внутрен­ них противоречий в процессе неприми­ римой и неустанной борьбы против вся­ ких пороков и недостатков, за реализа­ цию ценных человеческих качеств, за нравственное и духовное совершенство­ вание. Молодые герои произведений В. Соб- ко, С. Сартакова и А. Кузнецова не ро­ дились идеальными. Здоровые, добрые начала, заложенные в них воспитанием в семье и в школе, ■выявлялись в них трудно и противоречиво. Определение их человеческих сущностей, формирова­ ние героических характеров соверша­ лось в столкновении с различными людь­ ми и обстоятельствами, в труде, в кол­ лективе, в определенных общественных условиях. Эмоциональная сила и убеди­ тельность трех произведений в том и со­ стоит, что все это происходит на глазах у читателя. В самом деле, такому, каким вначале предстает перед нами лирический герой повести «Продолжение легенды», ему далеко до положительного человека. Анатолий испугался целины, Сибири, своей неприспособленности, неустроен­ ности. Он растерялся перед сложностью жизни, о которой ему мало говорили. Даже когда Анатолий, закрыв глаза от мучившего его страха, ринулся в Сибирь на стройку Братской ГЭС, он больше по- детски тщеславно мечтал о том, как он вернется в Москву разодетый, в собст­ венном автомобиле, на удивление и заг висть своим знакомым, чем о том, как он будет работать. И ; понятно, почему Анатолий едва не сбежал. Первые дни труда на стройке показались ему непере­ носимо тяжкими. Нет, он совсем не по­ хож на человека, без ютраха и сомнений идущего к твердо намеченной цели. Он готов был сдаться, отступить, когда из­ немогал от работы, когда заболевал, ког­ да оказывался без денег на обед. Но ему приходят на помощь друзья, товарищи. Постепенно его воля закаляется, в нем побеждает разумное, доброе, светлое, он постигает ценность истинной дружбы и огромную, ни с Чем не сравнимую ра­ дость коллективного труда, радость хо­ зяина и строителя новой счастливой жизни. И, наконец, Анатолий понял, в чем заключается земное человеческое счастье: «Работать, нести с собой ра­ дость, свет и тепло —- это и есть самое- самое большое, самое-самое великое сча­ стье на земле». И еще Анатолий понял, что у него есть друзья и враги. Друзья — это люди труда. Враш — это те, кто обманывает государство, старается по­ больше у него урвать и поменьше ему дать. Как и к собственным недостаткам и слабостям, он становится непримирим и беспощаден ко всяческим пережиткам прошлого у других. Гневное осуждение он выражает своему бывшему дружку Виктору с его мелкой философией нрис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2