Сибирские огни, 1958, № 12
и черточки выдавать за основное, харак терное для нашей действительности. Между тем, характерным и опреде ляющим в советской жизни, особенно в современном ее развитии, являются большие, исторического значения дела, свидетельствующие о неистощимой твор ческой энергии советских людей, о их высокой морально-нравственной силе и вере в победу коммунизма. Запуск трех спутников и ракеты-ла боратории, освоение нескольких миллио нов гектаров целинной земли, сооруже ние мощных гидроэлектростанций, строительство новых и новых крупных городов и многое другое — все это про изводилось руками и умом советского человека под руководством Коммунисти ческой партии. Ежедневно и ежечасно в нашей стране проявляется массовый ге роизм в труде, в творчестве, в созида нии, возводится светлое здание комму низма — вот непреложная, всепобеж дающая правда. В связи с коренными задачами мате риального развития нашего общества, в связи с реальными общественными инте ресами решает свои задачи и советская литература. «Высшее общественное на значение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые ус пехи в строительстве коммунизма»1. Лучшие современные произведения советских писателей утверждают идеа лы, играющие действенную, преобра зующую роль в нашей жизни, идеалы, обусловленные закономерностями борь бы и развития общества, духовного ро ста и совершенствования наших людей. Эти идеалы, общественные и эстетиче ские, воплощаются в образах положи тельных героев, которые сходят со стра ниц книг, становятся в наш строй, жи вут и борются вместе с нами, как наши активные современники. Откликаясь на существеннейшие по требности общества, отражая действи тельность с партийных, коммунистиче ских позиций, советская литература создала целую галерею образов положи тельных героев, ставших нашими бое выми современниками, нашими учителя ми и соратниками. Это Чапаев и Корча гин, Кошевой и Мерееьев, Батманов и Воропаев и многие другие. Это люди большой мысли и героических характе ров, люди высокой нравственной красо ты. Героическое они совершают во имя коммунистических идей, во имя любви к людям. Молодежь нашего времени находит в них образец для подража ния. Образы положительных героев кри сталлизуются в сложных и трудных по исках. Понятие «положительный» охва тывает не одну какую-нибудь ступень 1 З а тесную с в я з ь ли тер атуры и и ску сст в а с ж изнью народа , «Коммунист», 1957, № 1 2 . развития человека, его достижения, а всего человека, в преодолении внутрен них противоречий в процессе неприми римой и неустанной борьбы против вся ких пороков и недостатков, за реализа цию ценных человеческих качеств, за нравственное и духовное совершенство вание. Молодые герои произведений В. Соб- ко, С. Сартакова и А. Кузнецова не ро дились идеальными. Здоровые, добрые начала, заложенные в них воспитанием в семье и в школе, ■выявлялись в них трудно и противоречиво. Определение их человеческих сущностей, формирова ние героических характеров соверша лось в столкновении с различными людь ми и обстоятельствами, в труде, в кол лективе, в определенных общественных условиях. Эмоциональная сила и убеди тельность трех произведений в том и со стоит, что все это происходит на глазах у читателя. В самом деле, такому, каким вначале предстает перед нами лирический герой повести «Продолжение легенды», ему далеко до положительного человека. Анатолий испугался целины, Сибири, своей неприспособленности, неустроен ности. Он растерялся перед сложностью жизни, о которой ему мало говорили. Даже когда Анатолий, закрыв глаза от мучившего его страха, ринулся в Сибирь на стройку Братской ГЭС, он больше по- детски тщеславно мечтал о том, как он вернется в Москву разодетый, в собст венном автомобиле, на удивление и заг висть своим знакомым, чем о том, как он будет работать. И ; понятно, почему Анатолий едва не сбежал. Первые дни труда на стройке показались ему непере носимо тяжкими. Нет, он совсем не по хож на человека, без ютраха и сомнений идущего к твердо намеченной цели. Он готов был сдаться, отступить, когда из немогал от работы, когда заболевал, ког да оказывался без денег на обед. Но ему приходят на помощь друзья, товарищи. Постепенно его воля закаляется, в нем побеждает разумное, доброе, светлое, он постигает ценность истинной дружбы и огромную, ни с Чем не сравнимую ра дость коллективного труда, радость хо зяина и строителя новой счастливой жизни. И, наконец, Анатолий понял, в чем заключается земное человеческое счастье: «Работать, нести с собой ра дость, свет и тепло —- это и есть самое- самое большое, самое-самое великое сча стье на земле». И еще Анатолий понял, что у него есть друзья и враги. Друзья — это люди труда. Враш — это те, кто обманывает государство, старается по больше у него урвать и поменьше ему дать. Как и к собственным недостаткам и слабостям, он становится непримирим и беспощаден ко всяческим пережиткам прошлого у других. Гневное осуждение он выражает своему бывшему дружку Виктору с его мелкой философией нрис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2