Сибирские огни, 1958, № 12
и воспитанных социалистическим обще ством. Их стремление «вперед и выше», их дерзость помыслов, как правило, не беспочвенны, они опираются на опыт со ветских людей, на практику сегодняш него дня. Не случайно молодые люди, раньше или позже, во всем лучшим в себе тя нутся к таким, как старый рабочий, ум ный воспитатель, коммунист Максим По ловинка в романе В. Собко, или к шофе ру Захаровичу из повести А. Кузнецова, который «водил в революцию броневик, строил заводы, возил снаряды под Ле нинградом, валил кубы в Ангару». Жизнь Анатолия, его друзей и това рищей, простых советских людей с их огромным желанием трудиться и трудом своим нести людям счастье — это про должение борьбы и труда предшествую щих поколений. Мечту отцов, во многом уже ставшую реальностью, они подхва тили и, как эстафету, понесли вперед к еще более дерзким свершениям. Сказка и жизнь, мечты и дела, романтика дерз ких замыслов и реальность мелких и крупных будничных дел — все это у советского человека, строящего комму низм, находится в таком нерасторжимом единстве, что оторвать одно от другого в нем — значит не понять, исказить правду современной жизни. Советский человек крепко верит в свою мечту, в осуществимость своих самых смелых дерзаний — ведь недаром в потоке пи сем, хлынувшем в последнее время в адрес Комиссии по межпланетным поле там, разговор о путешествии в космос, о желании молодых людей быть первы ми астронавтами ведется с такой же де ловой простотой, как будто речь идет о командировке в соседний город. В рассказах о судьбах трех молодых людей характернейшая особенность на шего общества — она в неотвратимом движении к великому будущему всего человечества, к коммунизму. Без этой устремленности советской литературы в завтра, в будущее, далекое или близкое, без раскрытия поступательного развития нашего общества немыслимо сегодня по казать правду жизни. Об этом хорошо в свое время сказал А. Луначарский. В статье «Социалистический реализм» он писал: «Человек, который не понимает раз вития, никогда правды не увидит, пото му что правда — она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда ле тит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда— это завтрашний день...» И далее, обоб щая, А. Луначарский утверждает, что если в «правде художественного произ ведения нет анализа действительности в ее развитии», то «никакого отношения к социалистическому реализму такая «правда» не имеет». И в самом деле, если кто-нибудь про анализировал бы с этой точки зрения весь многолетний опыт советской лите ратуры, он убедился бы, что революци онная романтика — не нечто,' стоящее рядом с социалистическим реализмом, а то, без чего социалистический • реализм как метод литературы существовать не может. Понятие — «изображение дей ствительности в ее революционном раз витии» как раз и включает в себя взгляд в будущее — в реальность завтрашнего дня. 2 Естественны и неопровержимы зако номерности развития нашего общества. Это — преобразование и бурный подъем промышленности и сельского хозяйства, небывалые технические успехи и рас цвет культуры. Это — рост благосостоя ния народа и его неуклонный духовный рост. Можно отыскать в нашей жизни отри цательные явления и факты, но нельзя отвергать существования этих решаю щих закономерностей. О них свидетель ствует небывалый скачок от отсталости к прогрессу, который совершила наша страна за сорок лет, и замечательные перспективы. «Расчеты наших плано вых работников показывают, что в бли жайшие пятнадцать лет советская стра на может не только догнать современ ный объем производства важнейших ви дов продукции в США. Можно считать вполне реальной и выполнимой задачу в исторически кратчайшие сроки обогнать США в мирном соревновании».! Вряд ли такая задача была бы под си лу стране, где все определялось бы людьми типа Дроздова. Фальшь и ложь, искажение действительности, тенденции очернительства появляются в тех про изведениях, где характеры и типы создаются без осмысления закономерно стей советской жизни, без умения оце нить факты и явления исторически, т. е. в процессе их движения и развития. Разного рода ревизионисты, играю щие роль угодливых лакеев в идеологи ческой диверсии империализма против СССР, пытаются нападать на советскую литературу, на ее незыблемые основы— партийность и народность, на ее творче ский метод — метод социалистического реализма, на ее главную линию разви тия — тесную связь с жизнью народа, Ревизионисты не хотят видеть совет ской действительности, правдиво и вер но отражаемой в нашей литературе. Они выискивают в жизни советских людей отдельные темные штришки и'черточки, являющиеся остатками, пережитками капитализма, и пытаются эти штришки 1 Н. С. Хрущев. Сорок лет Великой Ок тябрьской социалистической ревошб'цйи. Доклад на юбилейной сессии Верховного Совета СССР 6 /XI 1957 г. и *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2