Сибирские огни, 1958, № 12
«создавать могучие и красивые механиз мы, которые на весь свет прославят род ной завод». С большой энергией и верой в правоту свою начал защищать Иван честь рабочего в истории с трещиной, защищать свое человеческое достоин ство в неудачно сложившейся «первой любви». Во всем он хотел быть достой ным жить при коммунизме. А это без условно высокая и прекрасная цель, ради которой теперь живут миллионы, и непонятно, почему М. Пархоменко в своей интересной рецензии на роман В. Собко («Литературная газета», 17 мая 1958 г.) требует от Железняка «больше устремлений вперед и выше», требует, чтоб «мечта Железняка боль ше и чаще воспаряла над действитель ностью». Нет, В. Собко правильно по казал своего юного романтика Ивана Железняка не «воспаряющим над дей ствительностью», а творящим ее во имя своей мечты, во имя грядущего комму низма. Что может быть благороднее и выше этого в наше время?! Костя Барбин из повести С. Сартако- ва «Горный ветер» тоже мечтатель. Но долгое время у него, как и у Кирилла Сидоренко, мечты были оторваны от то го, что происходило вокруг него, они как-то совсем не связывались с его де лами, появлялись лишь как временный, быстро угасающий жар сердца. Это бы ли преимущественно пустые мечты, не направленные к большой и более или менее определенной цели. Костя не раз и не два отдавал себе тайный приказ: «стать Чапаевым, Павкой Корчагиным, Алексеем Мересьевым, Олегом Коше вым! Повторить их подвиги!» Но, как правило, такие приказы ничем конкрет ным не увенчивались. Походит Костя неделю или месяц взволнованный, да и успокоится, пока новая книга о герое опять большой мечтой его не встряхнет. Кончалось же все какой-нибудь не очень красивой выходкой, похвальбой или по ступком, пусть и смелым, но бесцель ным. Физически Костя Барбин уже созрел. Духовные начала, которые заложены в нем советским обществом, страной, госу дарством, здоровы и благородны. В нем глубоко и органично живет чувство то варищества, чувство коллективизма. Он испытывает непреодолимое отвращение ко всякой лжи и фальши. По-сыновьи любит он советскую Родину и гордится ею. Потомственный речник, он с детства научился понимать красоту величествен ной и суровой сибирской природы, реч ного простора, дикой тайги, понимать красоту и радость труда. Но для того, чтобы эти добрые духовные начала в нем не заглохли, чтобы они проявились в действии, с каждым его новым шагом зрели и обогащались, необходима еще и зрелость Сознания. Лишь тогда Костя Барбин станет не только человеком меч ты, но и дела. Хорошие советские люди стараются объяснить, внушить Барбину, как осво бодиться от ребячьей шелухи беспочвен ного мечтательства, оторванного от дей ствительности, освободиться от влияния разных проходимцев и деляг типа Шах- воростова, как стать настоящим челове ком, подлинным героем дня. Вот тогда Костя Барбин приходит к справедливому выводу: «Ты хочешь повторить жизнь Овода, жизнь Павла Корчагина, Алексея Мересьева, а времена не те, и негде при ложить свои силы. А правда ли, что не где? Или у нас в стране уже полное изо билие? Или никто уже у нас не живет в тесных и сырых камсрках? Или начисто уничтожены все болезни? Или никакие темные силы нигде уже не позарятся на границы твоей родной земли? Или нет за рубежом наших братьев, которым до рог и нужен твой пример? Это все — твое дело, матрос Барбин. Сделай его, и ты совершишь подвиг!». Так с внимательной и дружеской по мощью людей, капитана, крупного уче ного Ивана Андреевича, всего коллекти ва теплохода, на котором ялавает Костя, он больше узнает о людях, об их истин ных целях жизни и быстро идет к тому, что мы можем назвать идейной зрело стью. Жажду подвига он научился свя зывать с практической жизнью. Без это го все благородные порывы Кости, все его хорошие задатки, его большие мечты потеряли бы смысл и цену. Поэзией труда, романтикой поисков и создания нового, небывалого пронизана повесть А. Кузнецова «Продолжение ле генды». И снова здесь рассказ о том, как молодой рабочий, вчерашний школь ник, не попавший в институт, пришел к правильному пониманию цели жизни, к верному определению своего места в ней. Велика разница характеров Ивана Железняка, Кости Барбина и Анатолия, главного героя повести «Продолжение легенды». Но в самом существенном они сходятся. Их объединяет одинаковое го рячее стремление служить людям, по стоянно быть нужными и полезными об ществу. Анатолий привлекает к себе и тем, что он упорен в поисках «учебника жиз ни», и тем, что честен перед самим со бой, бескорыстен и правдив в своих взаимоотношениях с людьми. Ни на одну минуту он не может по кривить душой. Самое же замечательное у него, как и у Ивана Железняка, то, что мечта о подвигах, о красоте и нашэл- ненности жизни в конечном счете не оторвана от простых земных дел, от ре альных и трудных поисков цели и смыс ла жизни, от решения жгучего для него вопроса — кому и зачем он нужен. Это весьма характерная черта совре менных юношей и девушек. Задавать се бе такой вопрос, искать его решения стало уже органической потребностью здоровых молодых людей, поиожденных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2