Сибирские огни, 1958, № 12

не осталось. Все уже сделано! План сто пять процентов — и квиты! Даже если война будет, то всадят в меня атомную бомбу, бац! — и все!» Жаждет подвигов и Костя Барбин, юный герой повести «Горный ветер» С. Сартакова. У него и сила есть, и крылья за плечами чувствуются. А дой­ дет до дела — тоже вдруг начинает сомневаться: «Куда лететь? Зачем? И так уже хорошо». Все казалось ясным и понятным у Павки Корчагина. А вот как быть совре­ менным молодым людям? Где им прило­ жить свои силы и знания? Когда они учились в школе, они мечтали и надея­ лись поступить в институт, а потом и поработать на славу. Но все оказалось не так просто. В институт попадают не все — слишком большой конкурс. На работу не всюду возьмут — нет ни нуж­ ных знаний, ни специальности. «Как жить дальше? Где взять учебник жиз­ ни?» — растерянно спрашивает лириче­ ский герой повести А. Кузнецова «Про­ должение легенды» и бросает в адрес своих школьных учителей в какой-то мере обоснованный упрек: «Вы дали нам массу полезных вещей, вы дали нам зна­ ния, но вы не сказали нам о чем-то са­ мом большом, а накормили нас пустой розовой сказкой, легендой». Суть подобных суждений и обобщений одна: эти молодые люди не знают, что им предпринять, с кого делать жизнь, и пока лишь констатируют факт несоот­ ветствия мечты и реальности в собствен­ ной жизни. Несомненно, у сегодняшних юношей и девушек свои сложности и трудности. Они не могут пожаловаться на недоста­ ток грамотности, как молодежь двадца­ тых и тридцатых годов. Но школа не предоставила им всего необходимого для безболезненного перехода со школьной скамьи на производство. Советская средняя школа за годы своего существования выполнила свое назначение: она дала стране многочис­ ленные кадры народной интеллигенции, ценные научные и творческие силы, об­ разованных руководителей промышлен­ ности и сельского хозяйства. Потреб­ ность в специалистах, в руководителях производства, такая острая в первые по­ слереволюционные десятилетия, была некоторым образом удовлетворена. Бур­ ное развитие народного хозяйства вы­ двигало все новые требования, а школа по-прежнему готовила учащихся только для поступления в вуз, чрезвычайно слабо откликалась на практические нужды государства. Между тем за 1953 —1956 годы в вузы не смогли по­ ступить около 2 млн. 200 тысяч выпуск­ ников школ, то есть абсолютное боль­ шинство. Многие из них поехали на це­ лину, на строительство электростанций, пошли на фабрики и заводы, не будучи к этому достаточно подготовленными ни физически, ни морально. Некоторые остались не у дел. Все это потребовало значительной перестройки системы про­ свещения в нашей стране. В недавно опубликованных Тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перестройке наоодного образования подчеркивается необходимость улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения, необходимость связать общеобразова­ тельное обучение с жизнью и прививать молодежи любовь к физическому тру­ ду. Эти вопросы сейчас обсуждают и работники просвещения, и вся совет­ ская общественность. Нравственное воспитание в школе и дома оставляет желать много лучшего. Ведь не секрет, что среди молодежи не­ редки случаи недисциплинированности, эгоизма, иждивенчества, грубости и т. д. И все-таки молодым людям наших дней не к чему пенять на условия, на время. Им не мешает оглянуться на са­ мих себя, на своих лучших сверстников, подумать о том, что совершается на их глазах, и только тогда решать, насколь­ ко героично время их молодости, идет ли оно в сравнение с тем, что уже было и стало историей, и правда ли, что для них «ничего великого в жизни уже не осталось». Современный молодой человек — ге­ рой многих произведений художествен­ ной литературы. Это закономерно, так как молодой человек сегодня — главная, решающая фигура завтрашнего дня на­ шей страны. От того, каким он входит в жизнь, каким он обещает быть, мно­ гое у нас зависит. Сейчас можно назвать не один десяток произведений, в которых главный ге­ рой — молодой человек, еще юноша, воспитанный советской школой, социа­ листическим обществом. Но, пожалуй, наиболее характерные из них — это роман В. Собко «Обыкновенная жизнь», повести С. Сартакова «Горный ветер» и A. Кузнецова «Продолжение легенды». Почему? Потому, что речь в них идет о молодых представителях рабочего клас­ са, потому, что интересующие нас ха­ рактеры молодых людей разработа.ны в них наиболее выразительно, и потому, что произведения эти отвечают насущ­ ным потребностям времени: в них соз­ даются образы положительных героев современности — людей труда. Нако­ нец, в них есть та страстность и та при­ поднятость, тот высокий пафос созида­ ния и устремленности в коммунистиче­ ское будущее, без чего немыслимо сего­ дня произведение о нашем юном герое и что справедливо может быть названо революционной романтикой. О романтике часто говорят тогда, ког­ да события в жизни людей связаны с дальними странствиями, необыкновен­ ными приключениями, фантастикой. Никто не спорит — это романтика. Но B. Собко, С. Сартаков и А. Кузнецов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2