Сибирские огни, 1958, № 12
не осталось. Все уже сделано! План сто пять процентов — и квиты! Даже если война будет, то всадят в меня атомную бомбу, бац! — и все!» Жаждет подвигов и Костя Барбин, юный герой повести «Горный ветер» С. Сартакова. У него и сила есть, и крылья за плечами чувствуются. А дой дет до дела — тоже вдруг начинает сомневаться: «Куда лететь? Зачем? И так уже хорошо». Все казалось ясным и понятным у Павки Корчагина. А вот как быть совре менным молодым людям? Где им прило жить свои силы и знания? Когда они учились в школе, они мечтали и надея лись поступить в институт, а потом и поработать на славу. Но все оказалось не так просто. В институт попадают не все — слишком большой конкурс. На работу не всюду возьмут — нет ни нуж ных знаний, ни специальности. «Как жить дальше? Где взять учебник жиз ни?» — растерянно спрашивает лириче ский герой повести А. Кузнецова «Про должение легенды» и бросает в адрес своих школьных учителей в какой-то мере обоснованный упрек: «Вы дали нам массу полезных вещей, вы дали нам зна ния, но вы не сказали нам о чем-то са мом большом, а накормили нас пустой розовой сказкой, легендой». Суть подобных суждений и обобщений одна: эти молодые люди не знают, что им предпринять, с кого делать жизнь, и пока лишь констатируют факт несоот ветствия мечты и реальности в собствен ной жизни. Несомненно, у сегодняшних юношей и девушек свои сложности и трудности. Они не могут пожаловаться на недоста ток грамотности, как молодежь двадца тых и тридцатых годов. Но школа не предоставила им всего необходимого для безболезненного перехода со школьной скамьи на производство. Советская средняя школа за годы своего существования выполнила свое назначение: она дала стране многочис ленные кадры народной интеллигенции, ценные научные и творческие силы, об разованных руководителей промышлен ности и сельского хозяйства. Потреб ность в специалистах, в руководителях производства, такая острая в первые по слереволюционные десятилетия, была некоторым образом удовлетворена. Бур ное развитие народного хозяйства вы двигало все новые требования, а школа по-прежнему готовила учащихся только для поступления в вуз, чрезвычайно слабо откликалась на практические нужды государства. Между тем за 1953 —1956 годы в вузы не смогли по ступить около 2 млн. 200 тысяч выпуск ников школ, то есть абсолютное боль шинство. Многие из них поехали на це лину, на строительство электростанций, пошли на фабрики и заводы, не будучи к этому достаточно подготовленными ни физически, ни морально. Некоторые остались не у дел. Все это потребовало значительной перестройки системы про свещения в нашей стране. В недавно опубликованных Тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перестройке наоодного образования подчеркивается необходимость улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения, необходимость связать общеобразова тельное обучение с жизнью и прививать молодежи любовь к физическому тру ду. Эти вопросы сейчас обсуждают и работники просвещения, и вся совет ская общественность. Нравственное воспитание в школе и дома оставляет желать много лучшего. Ведь не секрет, что среди молодежи не редки случаи недисциплинированности, эгоизма, иждивенчества, грубости и т. д. И все-таки молодым людям наших дней не к чему пенять на условия, на время. Им не мешает оглянуться на са мих себя, на своих лучших сверстников, подумать о том, что совершается на их глазах, и только тогда решать, насколь ко героично время их молодости, идет ли оно в сравнение с тем, что уже было и стало историей, и правда ли, что для них «ничего великого в жизни уже не осталось». Современный молодой человек — ге рой многих произведений художествен ной литературы. Это закономерно, так как молодой человек сегодня — главная, решающая фигура завтрашнего дня на шей страны. От того, каким он входит в жизнь, каким он обещает быть, мно гое у нас зависит. Сейчас можно назвать не один десяток произведений, в которых главный ге рой — молодой человек, еще юноша, воспитанный советской школой, социа листическим обществом. Но, пожалуй, наиболее характерные из них — это роман В. Собко «Обыкновенная жизнь», повести С. Сартакова «Горный ветер» и A. Кузнецова «Продолжение легенды». Почему? Потому, что речь в них идет о молодых представителях рабочего клас са, потому, что интересующие нас ха рактеры молодых людей разработа.ны в них наиболее выразительно, и потому, что произведения эти отвечают насущ ным потребностям времени: в них соз даются образы положительных героев современности — людей труда. Нако нец, в них есть та страстность и та при поднятость, тот высокий пафос созида ния и устремленности в коммунистиче ское будущее, без чего немыслимо сего дня произведение о нашем юном герое и что справедливо может быть названо революционной романтикой. О романтике часто говорят тогда, ког да события в жизни людей связаны с дальними странствиями, необыкновен ными приключениями, фантастикой. Никто не спорит — это романтика. Но B. Собко, С. Сартаков и А. Кузнецов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2