Сибирские огни, 1958, № 12
ны ,—сказал делегат Вьетнама Ван Хюи Там ,— мы заново открыли для себя бо гатства французской литературы, и мы не жалеем об этом. Наоборот, мы берем все лучшее и учимся, у таких француз ских писателей, как Луи Арагон и дру гие. Дагестанский поэт Расул Гамзатов за метил: — Нельзя спутать Диккенса с Монт гомери... Когда мы вели войну с немец ким фашизмом, мы в то же время изда вали книги Гёте и Гейне. Делегат Монголии сообщил, что на сцене драматического театра Улан-Бато ра с успехом идут пьесы Шекспира и Лопе де Вега, а представитель Индоне зии восхищался книгами Достоевского и Чехова, Горького и Эренбурга, изданны ми на его родном языке. — Культура развивалась при взаим ном влиянии Запада и Востока,— гово рил Ма Лай Кхем из Камбоджи.— Кам боджийская литература была камерной. У французов национальные авторы с ус пехом заимствовали жанр многоплано вых произведений, широкую разработку социальных тем. Эту же мысль на примере Индии вы сказал один из старейших участников конференции Прободх Кумар Саньял. — Когда на Востоке появились люди Запада, мы не оценили их культуры, по тому что их привела к нам жадность. А они не могли понять нашего образа мыс лей. Теперь, когда колониализм умира ет, когда люди Запада ушли от нас, мы на расстоянии увидели их культуру и оценили ее. Литература Запада так же, как и кам боджийцев, научила японцев разрабаты вать социальные темы. Но односторон нее увлечение европейской культурой нарушило вековые культурные связи с соседними странами Азии, подорвало взаимное влияние. Сейчас, по словам пи сателя Есиэ Хотта, для Японии «совер шенно необходимо укрепление связи с Азией». На конференции много раз цитирова лись известные строчки из стихотворе ния Киплинга, этого барда английского империализма: «Запад есть Запад, Восток есть Во сток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный господень суд». Ошибся Киплинг! Восток и Запад со шли со своих мест, встретились, друже ски и взаимно обогащают культуру друг друга. Хорошо сказал об этом итальянский писатель Вельсо Муччи: •— Восток должен знать книги Запа да, Запад должен знать литературу Во стока. Враг у нас один и тот же — им периализм, и против этого врага мы дол жны создать единый фронт. Великолепно ответил Киплингу пре красными стихами видный индийский поэт Али Сардар Джафри: Одинакова жизнь , страны мира едины. Одинаковы судьбы людей, Одинаковы мысли, бездонны глубины. Одинаковы бури страстей . Одинаково солнце над нами сияет. Блещут звезды и светит луна. Одинаковым светом з а к а т а сверкает Неба я сн ая голубизна , От Востока до Запада , с века до века Одинаков времени ход... Одинаковой жизнью в любом человеке Беспокойное сердце живет... Конференция была направлена на объединение всех прогрессивных сил. Она заявила: «Мы, писатели стран Азии и Африки, хотим укрепить наши культурные связи со всеми странами мира, включая и за падные страны, мы отрицаем разделение культур на высшую и низшую, на во сточную и западную, и поэтому мы бу дем укреплять взаимосвязь всех куль тур с целью сохранения сокровищницы мировой культуры». l l ep o сильнее меча Не было оратора, который не говорил бы о самой важной задаче нашего вре мени — о сохранении мира на земле. Мир нужен всем, кто живет за счет своего труда, кто создает материальные и духовные ценности, кто любит жизнь и ценит человека, творца всего прекрас ного на земле. Слово — сильное оружие в борьбе за мир во всем мире. Правильно заявил на конференции Мануэль Крус, что «перо сильнее ме ча». Делегат Нигерии Абдул Хафиз Аб- бу, повторив эти слова, добавил: «Искус ство сильнее атомной бомбы». Пакистан ский поэт Хафиз Джаландхари — на родный певец, исполнивший с три буны свои замечательные стихи, уточ нил эту мысль: «Перо и карандаш, если их держит честная рука, могут со крушить атомную бомбу». ■— Нам нужно всем вместе,— сказал он,— схватить за руку колониалистов и империалистов. Профессор Калькутского университе та Сунити Кумар Чаттержди тоже счи тает, что основная задача писателя — «стать ближе к народу и способствовать, чтобы в мире воцарился мир». Конференция решительно высказалась «против зол колониального господства и угрозы ядерной войны, за мир, единство и дружбу между нашими народами». Она призвала писателей всего мира идти «вперед в поисках правды, красоты и свободы, которые позволят нам создать литературу, связанную с жизнью наро да и способную помочь ему в борьбе за победу разума и торжество справедливо сти на земле».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2