Сибирские огни, 1958, № 12
град, проникающее, как луч солнца, в сердца и сознание людей, помогая им жить и созидать, бороться и побеждать. Нашу конференцию поддерживают сот ни миллионов людей — все, кому дорог мир, кому дорога свобода. Николай Тихонов, приветствуя кон ференцию от Союза писателей СССР, подчеркнул, что «без вклада писателей Азии и Африки в общую сокровищни цу человечества немыслимо предста вить себе дальнейший прогресс». Послышались звуки пионерских труб. Знаменосцы внесли знамена. Дети Таш кента заполнили проходы, поднялись на сцену, чтобы от всего сердца приветст вовать великую писательскую ассамб лею. Вслушиваясь в слова пионерского приветствия, литераторы далеких стран смотрели на советских ребят горячими глазами, полными отцовской и материн ской любви. Ведь ради счастья буду щих поколений приехали они сюда. Не только художник , но и политик В мире немало врагов прогресса, пы тающихся противопоставить художника политику, оторвать литературу от ду шевных чаяний и устремлений народа, от его борьбы и тем самым духовно обе зоружить борющихся, посеять в их сердцах неувереннность, а благородную роль писателя низвести до узкого мирка «интимной жизни», до пустого ремеслен ничества. Литераторы многих стран говорили на Ташкентской конференции о высоком гражданском долге писателей, о вели кой роли художественного слова—мощ ного оружия в борьбе за прогресс и сча стье народов. —■ Духовная проблема Кипра связана с политической проблемой, — заявил Антиас Тефкрос.— Вы можете помочь кипрской литературе укрепить свои кры лья или, вернее, раскрыть свои крылья, которые в настоящее время связаны ко лючей проволокой, наручниками и пет лями виселицы. По огненной страстностр речи с пред ставителем Кипра соревновался делегат Иордании — Абу-Сальма. — Какое же значение имело бы сло во, если бы оно не выражало свободы? Какое значение имела бы литература, если бы она не боролась за справедли вость?—опрашивал он.— В первых ря дах иорданского народа идут писатели, выполняющие миссию, возложенную на них литературой. Литературное движе ние у нас сопутствовало политическому движению. Во время британского ман дата поэты и писатели разожгли пламя борьбы. Одни из них сгорели в огне, другие, оставшись в живых, закалились. Песни поэтов призывали бойцов: «Если я паду в борьбе, займи мое место». Блестяще говорил об этом же пред ставитель Судана Мохи эд-Дия Сабир: — Капитализм не только привел к политической и экономической колони зации народов Азии и Африки, но и ока зал тлетворное влияние на развитие об щественной мысли этих народов. Поня тию «искусство для общества» коежто стал противопоставлять понятие «искус ство для искусства». Но прекрасное не может быть прекрасным вне рамок дан ного общества. Произведения искусства должны играть социальную роль. Полную глубоких мыслей, искромет ную речь произнес камерунский писа тель Бенжамен Матип. Особенно вдохно венно он говорил о высокой и благород ной роли писателя в обществе: — Африканский писатель растет в колониально ограниченном мире. Эконо мическая, политическая и социальная действительность Африки вызывает его с самого начала на борьбу. На борьбу за существование и за признание собствен ной культуры. На борьбу за человече ское достоинство африканца, за полное освобождение африканской родины. Зал был восхищен этой блестящей речью одареннейшего из представителей Черной Африки. — В Африке нет места для бесплод ней фантазии и болтовни,— продолжал Матип,— нет места для декадентской идеологии буржуазных расистов, нет ме ста для дешевого украшательства, кото рое так дорого колонизаторам и их прес се, нет места для экзотики дурного вку са и для снобизма литературных салонов Европы, где любят толковать о негри тянском искусстве! Африканская лите ратура должна быть великим делом мо билизации умов. Она, безусловно, может сыграть роль духовного двигателя наро дов Черной Африки. Оратору рукоплескали особенно горя чо. Он выразил мнение всего великого писательского форума. В своем Обращении к писателям ми ра Конференция единодушно записала: «Мы, писатели— совесть народов. На нас лежит ответственность за судьбу не только наших современников, но и бу дущих поколений. Поэтому мы призыва ем вас к борьбе против литературы мра кобесия и вражды, отравляющих умы взрослых и растлевающих души наших детей». Н ародно е дело Глава китайской делегации писатель Мао Дунь выступил с содержательным докладом «Китайская литература в борьбе за национальную независимость и дело прогресса человечества». Он при помнил о «дьявольской тени' колониа лизма», которая начала надвигаться на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2