Сибирские огни, 1958, № 12
программы, сформулированной Алек сандром Ульяновым. На мировоззрении В. Осипанова, как и А. Ульянова, сильно сказалось влияние марксистских идей. Этим они во многом отличались от стар шего поколения народовольцев. Осипанов признавал необходимость революции, признавал большую роль в революционной борьбе рабочих, их сою зов, забастовок, придавал огромное, да же решающее, значение революционной пропаганде. Вот некоторые положения, высказан ные в этом документе . , «Я, — писал Осипанов, — отношусь отрицательно к существующему общест венному строю и стремлюсь к осущест влению иного, более справедливого, при котором каждый трудящийся член обще ства имел бы полное право на продукты своего труда и тем самым был бы обес печен материально на одинаковое с про чими образование и участие в управле нии, словом, каждый имел бы возмож ность и средства для своего умственно го, нравственного и физического разви тия. Земля и орудия производства, при таком общественном устройстве, должны считаться собственностью общества и быть в пользовании только тех, кто бу дет непосредственно прилагать к ним свой труд; самая же организация труда должна быть основана на началах ассо циации». Стремление уничтожить существую щий строй, перестроить жизнь на социа листических началах, пишет далее В. Осипанов, «становится для меня нравственным долгом, главною задачею моей жизни...». «...Я и мои товарищи, разумеется, желали бы осуществить свой идеал об щественного устройства без кровавых мер», — заявляет Осипанов. «Я, по крайней мере, по своим природным наклонностям, всегда чувствовал влече ние к пропагаторской деятельности. Про пагандировать свои идеи, видеть, как под их влиянием человек начинает перерож даться, освобождаться от узко эгоисти ческих вожделений и проникаться выс шими, альтруистическими стремления ми, для меня всегда было великим удо вольствием, и я без сомнения остался бы пропагандистом». Но, — как гово рится далее в заявлении, — революци онная пропаганда, как и вообще всякая деятельность, направленная на улучше ние положения народа, вызывала свире пое преследование самодержавного пра вительства. В этих условиях мрачной реакции Осипанов и его товарищи по партии Александр Ульянов, Шевырев и другие считали террор наиболее эффективной формой борьбы с царизмом. Таким образом, в вопросах тактики они продолжали программу партии «На родная Воля». Осипанов был схвачен жандармами в полдень 1 марта у Казанского собора. При аресте Осипанова полицейские агенты обыскали у него карманы. Но они не обратили внимания на солидный медицинский словарь, который держал Осипанов в руках. Между тем эта без обидная на вид книга и была динамит ным снарядом, начиненным отравленны ми пулями. В полицейском управлении Осипанов дважды пытался подорвать снаряд, но ему помешали, и взрыва не произошло. Этот мужественный акт Василий Степа нович впоследствии поясняет так: «Тут мне пришла мысль, что если я произве ду взрыв, то могу этим оттянуть на не которое время раскрытие заговора и дать этим возможность Андреюшкину и Генералову привести его к концу и, кроме того, убить двух агентов, которые, как я думал, могли заподозрить не толь ко меня, но и моих товарищей и впо следствии арестовать их. Вообще я по лагал, что взрывом могу замести хотя первые следы, повредить же делу не могу». Не повредить революционному делу, спасти товарищей, —• вот о чем думал человек несгибаемой воли, мужества и отваги, обрекая себя на неминуемую смерть от взрыва своего же снаряда. Защитник Осипанова в своей весьма краткой речи просил суд о снисхожде нии для своего подзащитного на том ос новании, что брошенный снаряд не взор вался. Осипанов в своем последнем сло ве самоотверженно отвел эту просьбу своего защитника. « П р е д с е д а т е л ь : Подсудимый Оси панов! Что вы можете сказать в вашем последнем слове? Но только несколько слов, касающихся предметов следствия. О с и п а н о в : Я хотел коснуться прин ципиальной стороны... П р е д с е д а т е л ь : Нельзя более касаться этой стороны. О с и п а н о в : По крайней мере, в тех пределах, в каких касался Ульянов... П р е д с е д а т е л ь : Ульянов говорил об этом в защитительной речи, а у вас был свой защитник. О с и п а н о в : В таком случае я могу коснуться только одного места речи за щитника. Он указал на тот факт, что я бросил снаряд, но что он не разорвался. Он на этом основании просит от суда снисхождения, так как я кидал снаряд, который не мог взорваться. Я на снис хождение не признаю за собой никакого права... П р е д с е д а т е л ь : Вы в последнем слове можете касаться только оправда ния, а не усиления наказания. О с.и п а н о в : Я больше ничего не же лаю». Просить милости у царского суда или у самого коронованного палача Василий Осипанов считал изменой тому знамени, которому служил, — великому делу ос вобождения народа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2