Сибирские огни, 1958, № 12

затели и измерители самые душеспаси­ тельные, взглянешь на сводки и про­ граммы — аллилуйя сплошная». Фельетон этот был отправлен со стан­ ции Синельниково и опубликован в «Правде» 13 сентября 1933 года. Последняя корреспонденция Пока Михаил Ефимович был занят своим фельетоном «Перед криком пету­ ха», мы с Соловьевым сидели у себя в купе и старались изо всех сил так от­ работать последнюю корреспонденцию, чтобы комар носа не подточил. Тема последней корреспонденции и ее основное направление были коллек­ тивно продуманы еще во время прогу­ лок по станциям Ясиноватой и Синель­ никово. Сейчас оставалось «немно­ гое» — написать. Двухнедельные «курсы», возглавляе­ мые Михаилом Кольцовым, должны были нас кое-чему научить. И нашу по­ следнюю корреспонденцию мы с Воло­ дей рассматривали как своеобразную «дипломную работу». Мы стремились, чтобы в ней была кольцовская динамич­ ность и чтобы факты, сопровождаемые короткими комментариями, шли друг за другом, обостряясь в порядке геометри­ ческой прогрессии, чтобы сами коммен­ тарии были по возможности колкими и афористичными, чтобы в тексте были характерные разговоры живых людей, чтобы корреспонденция не могла оста­ вить читателя равнодушным, взывала бы к немедленным энергичным дейст­ виям. В общем, мы старались вовсю. И в этот самый вечер, когда Михаил Кольцов прочитал нам свой фельетон, он попросил показать и нашу корреспон­ денцию. И откуда бралась энергия у этого человека? Несмотря на большую утом­ ленность после напряженного творче­ ского дня, он снова загорелся. И для нас с Соловьевым это было уже заме­ чательно, что наш первый читатель, Михаил Кольцов, волнуется и негодует, читая наши строчки. Кто из нас мог думать в этот вечер на станции Синельниково, что уже через неделю Михаил Кольцов будет посы­ лать из Праги, а затем из Парижа еже­ дневные телеграммы в «Правду» о ге­ роическом поединке Георгия Димитрова с фашистской сворой на Лейпцигском процессе? А пока... пока Михаил Коль­ цов читает: «За 7 месяцев клиентура Екатеринин­ ской дороги переломала, перекалечила, расковыряла 24 тысячи вагонов...». — Кошмар какой:то, — с болью го­ ворит Михаил Кольцов и читает даль­ ше: «Чтобы открыть вагонную дверь, применяют, как правило, лом». Кто мог знать, что через несколько дней после работы на станции Синель­ никово Михаил Кольцов будет сидеть в одном из кафе Парижа и писать о «Парижских встречах»? А пока... пока надо придумать хоро­ ший заголовок для последней бригадной корреспонденции. И Михаил Кольцов пишет: «Обмен вагонами между Екатеринин­ ской и Южной, или Кто кого лучше об­ жулит». — Длинновато, правда, но точно, — говорит он. Эта корреспонденция была напечата­ на в «Правде» на следующий день по­ сле фельетона «Перед криком петуха». Спустя немного времени после наше­ го возвращения в Москву мы прочли в «Правде» постановление ЦК партии ст 17 сентября 1933 года о работе Екате­ рининской дороги. В этом постановле­ нии начальник дороги предупреждался, что «если в ближайшее время работа дороги не будет перестроена на основе решений ЦК и СНК, не будет обеспече­ но стопроцентное- выполнение плана перевозок руды, флюсов, хлеба, кокса и угля и не будет приведен в надлежащий порядок паровозо-вагонный парк», то он, «как нарушивший боевое задание партии, не только будет снят с поста, но и будет исключен из рядов партии». Я старался в меру своих сил расска­ зать об опыте двухнедельной работы в бригаде «Правды» под руководством Михаила Колыщва. И буду очень дово­ лен, если эти воспоминания принесут пользу молодой журналистской братии. Конечно, неправильно думать, что та­ кая форма бригадной работы газетчи­ ков является единственной или наилуч­ шей. Многообразны эти формы. Наша бригадная поездка с Михаилом Кольцовым была только рейдом, к тому же довольно скоростным. Но под руко­ водством такого бригадира обычный рейд стал для нас, молодых газетчиков, уроком высшей школы партийной жур­ налистской работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2