Сибирские огни, 1958, № 12
затели и измерители самые душеспаси тельные, взглянешь на сводки и про граммы — аллилуйя сплошная». Фельетон этот был отправлен со стан ции Синельниково и опубликован в «Правде» 13 сентября 1933 года. Последняя корреспонденция Пока Михаил Ефимович был занят своим фельетоном «Перед криком пету ха», мы с Соловьевым сидели у себя в купе и старались изо всех сил так от работать последнюю корреспонденцию, чтобы комар носа не подточил. Тема последней корреспонденции и ее основное направление были коллек тивно продуманы еще во время прогу лок по станциям Ясиноватой и Синель никово. Сейчас оставалось «немно гое» — написать. Двухнедельные «курсы», возглавляе мые Михаилом Кольцовым, должны были нас кое-чему научить. И нашу по следнюю корреспонденцию мы с Воло дей рассматривали как своеобразную «дипломную работу». Мы стремились, чтобы в ней была кольцовская динамич ность и чтобы факты, сопровождаемые короткими комментариями, шли друг за другом, обостряясь в порядке геометри ческой прогрессии, чтобы сами коммен тарии были по возможности колкими и афористичными, чтобы в тексте были характерные разговоры живых людей, чтобы корреспонденция не могла оста вить читателя равнодушным, взывала бы к немедленным энергичным дейст виям. В общем, мы старались вовсю. И в этот самый вечер, когда Михаил Кольцов прочитал нам свой фельетон, он попросил показать и нашу корреспон денцию. И откуда бралась энергия у этого человека? Несмотря на большую утом ленность после напряженного творче ского дня, он снова загорелся. И для нас с Соловьевым это было уже заме чательно, что наш первый читатель, Михаил Кольцов, волнуется и негодует, читая наши строчки. Кто из нас мог думать в этот вечер на станции Синельниково, что уже через неделю Михаил Кольцов будет посы лать из Праги, а затем из Парижа еже дневные телеграммы в «Правду» о ге роическом поединке Георгия Димитрова с фашистской сворой на Лейпцигском процессе? А пока... пока Михаил Коль цов читает: «За 7 месяцев клиентура Екатеринин ской дороги переломала, перекалечила, расковыряла 24 тысячи вагонов...». — Кошмар какой:то, — с болью го ворит Михаил Кольцов и читает даль ше: «Чтобы открыть вагонную дверь, применяют, как правило, лом». Кто мог знать, что через несколько дней после работы на станции Синель никово Михаил Кольцов будет сидеть в одном из кафе Парижа и писать о «Парижских встречах»? А пока... пока надо придумать хоро ший заголовок для последней бригадной корреспонденции. И Михаил Кольцов пишет: «Обмен вагонами между Екатеринин ской и Южной, или Кто кого лучше об жулит». — Длинновато, правда, но точно, — говорит он. Эта корреспонденция была напечата на в «Правде» на следующий день по сле фельетона «Перед криком петуха». Спустя немного времени после наше го возвращения в Москву мы прочли в «Правде» постановление ЦК партии ст 17 сентября 1933 года о работе Екате рининской дороги. В этом постановле нии начальник дороги предупреждался, что «если в ближайшее время работа дороги не будет перестроена на основе решений ЦК и СНК, не будет обеспече но стопроцентное- выполнение плана перевозок руды, флюсов, хлеба, кокса и угля и не будет приведен в надлежащий порядок паровозо-вагонный парк», то он, «как нарушивший боевое задание партии, не только будет снят с поста, но и будет исключен из рядов партии». Я старался в меру своих сил расска зать об опыте двухнедельной работы в бригаде «Правды» под руководством Михаила Колыщва. И буду очень дово лен, если эти воспоминания принесут пользу молодой журналистской братии. Конечно, неправильно думать, что та кая форма бригадной работы газетчи ков является единственной или наилуч шей. Многообразны эти формы. Наша бригадная поездка с Михаилом Кольцовым была только рейдом, к тому же довольно скоростным. Но под руко водством такого бригадира обычный рейд стал для нас, молодых газетчиков, уроком высшей школы партийной жур налистской работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2