Сибирские огни, 1958, № 12
Это было соблазнительно — одна только ночь отделяла нас от Крыма. При обсуждении этого вопроса Михаил Ефимович вдруг стал строить такой план: — А может быть, нам, действитель но, проскочить в Севастополь, там мы сядем на мою яхту и посмотрим мою дачу. Я удивленно посмотрел на серьезное лицо Михаила Ефимовича: — Какая дача? Какая яхта? — Разве вы не знаете, что у Михаи ла Кольцова две дачи под Москвой, од на в Крыму, одна на Кавказе? Разве вы не знаете, что Михаил Кольцов — ко мандир эскадрильи «Максим Горький», он же редактор «Огонька», он же дирек тор газетно-журнального объединения, он же соредактор «За рубежом», он же получатель гонораров за фельетоны и книги — имеет собственные яхты, авто мобили, самолеты и длинный счет в сберкассе? Так что же вы тогда зна ете? Михаил Кольцов, смеясь, рассказал об обывательских сплетнях, которые иногда создавались вокруг его имени. И было так обидно, что есть люди, которым невдомек, что вся эта кипучая, необычайно разносторонняя, полная бес предельной энергии деятельность боль- шевика-журналиста была от начала до конца партийной и общественной рабо той и бескорыстным служением Родине и Партии. „ Перед криком петуха" И вот мы уже в Донбассе и знакомим ся с работой крупнейшей узловой стан ции Ясиноватая. Некоторое представле ние о ней у меня уже было, и поэтому Михаил Ефимович полностью доверил мне выбрать самые «бойкие места» на этой станции, чтобы эффективно исполь зовать время. Он вынашивал в те дни тему обобщающего фельетона, который должен был прозвучать как заключи тельный аккорд всей нашей поездки. И он снова зорко и неутомимо вглядывал ся в жизнь станции, мобилизуя для себя каждую характерную деталь, каждый любопытный штрих, отбирая самое яр кое из множества впечатлений. А я все еще не переставал удивлять ся. Ведь мы все ходили вместе, смотре ли, казалось бы, одинаковыми глазами на одни и те же паровозы, вагоны, стрелки и стальные пути, видели и слу шали одних и тех же стрелочников, смазчиков, составителей, диспетчеров, сцепщиков и машинистов, наблюдали одни и те же явления и факты желез нодорожной жизни. И никаких особых обобщений у меня не рождалось. А Михаил Кольцов через два дня вдруг сел за большущий фельетон и очень быстро отработал его. Я был по ражен в тот вечер исключительным ма стерством Кольцова. Все виденное он переплавил в блестящую и очень дина мическую композицию, которая, захва тив читателя с первой строки, застав ляет читать до конца, волноваться и не годовать. Краски в этом фельетоне, который назывался «Перед криком петуха», были несколько сгущены, но Михаил Ефимо вич считал, что здесь сгущение необхо димо, что иначе нельзя нанести полно весный удар по той вреднейшей и рас пространенной болезни, которая назы вается штурмовщиной. Михаил Ефимович, работая над этим фельетоном, проявил необычайное тру долюбие и стремление сделать свою вещь максимально высокой по качеству. Он, казалось бы, мог облегченно решить свою задачу и ограничиться .действи тельно «маленьким фельетоном», как было написано им над основным заго ловком. На самом же деле, этот малень кий фельетон он превратил в широко развернутую сатирическую панораму, напоминающую художественный кино сценарий. В этой панораме Михаил Ефи мович разбил железнодорожные сутки по крайней мере на 9 периодов и каж дый из них ярко обрисовал. Вот эти периоды: «Ночь стелется над станци ей», «Заря. Солнышко поднимается...», «Солнце взошло в зенит», «Через три часа», «Начиная с трех часов», «Еще час», «Пять с половиной часов дня», «Три четверти шестого», «Ураган до стигает наивысшей точки». «И снова тихо». Михаил Ефимович был очень дово лен фельетоном «Перед криком петуха» и считал его удачным и крайне важ ным. И, действительно, это был образ цовый фельетон. Очень жаль, что он не включен в вышедший трехтомник, тем более, что этот фельетон и теперь, спу стя 25 лет, сохранил в какой-то степе ни свою актуальность. Очень нравилось Михаилу Ефимови чу, что ему помог... Н. В. Гоголь. «Что же это за ураган проносится перед ше стью часами над сетью рельсов Екате рининской дороги?—спрашивал Михаил Кольцов. — И нет ли тут, в самом деле, нечистой силы? Ведь картина событий точно такая же и в гоголевском «Вие», когда бурсак Хома Брут читает псал тырь над .мертвой ведьмой и кругом него вихрем носится всякая чертовщина. Сто ит только закричать первому утреннему петуху, и чертячье оживление мгновен но замирает. На Екатерининской дороге, как впро чем и на других, священным криком петуха служит кабалистическая цифра «18 часов». В 6 часов вечера кончают ся сутки. Этот момент считается еже дневным рубежом для всякой отчетно сти. Все для восемнадцати часов! Пока
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2