Сибирские огни, 1958, № 12

Вот они, покорители «Чертовой горы», лучшие бульдозеристы Слюдянсного горного предприятия «Перевал» Сергей Михайлов (слева) и Роман СмагаТ отметке 500 метров и дошел до высоты 990 метров. Но это, так сказать, внеш­ ний путь, внешний подъем. А внутрен­ ний... Псковичанин стал сибиряком! По сердцу ему пришлись эти трудные, но такие романтические, зовущие на подвиг края. Он здесь женился, отпраздновал в апреле комсомольскую свадьбу. В день свадьбы в виде подарка руководство предприятия предоставило ему отдель­ ную комнату... Сибиряком стал и Роман Смага, при­ ехавший с Украины. Он присоединяется к нашей беседе: — Осенью интересно было... Тут ведь кедрач сплошной стоял. Орехов хо­ чется пощелкать. Вот, бывало, подни­ маешься по времянке, прорубаешься сквозь тайгу, не вытерпишь — стукнешь бульдозером по кедру, шишек насобира­ ешь — и дальше царапаешься! Я смотрю на это циклопическое на­ громождение скал, хребтов, суровых и недоступных, на Байкал, открывающий­ ся с тысячеметровой высоты, на белую мраморную дорогу, винтообразно подни­ мающуюся все выше и выше,— и чувст­ во великой гордости за советского чело­ века, за моего современника рождается в сердце. Да, это могли сделать только совет­ ские люди! Только советские люди могли проло­ жить в сравнительно короткий срок и но­ вую электрифицированную железную до­ рогу от Иркутска до Слюдянки, общей протяженностью 130 километров. По ней сейчас мчатся мощные электровозы, ве­ дя составы весом почти в три тысячи тонн. Дорога прошла в стороне от Бай­ кала и только недалеко от Слюдянки приближается к нему. Она почти на три­ дцать километров короче старой. Рельеф местности здесь сложный. Хребты... Па­ ди... Достаточно сказать, что между станцией Большой Луг и Слюдянкой на каждый километр пути приходится 16— 17 метров подъема. Басовито гудя, мчат­ ся мощные электровозы и товарные со­ ставы. Но мы не забыли и старую кругбай- кальскую железную дорогу. И было бы несправедливостью забыть о ней. Ведь сколько она поработала, сколько лет верно прослужила человеку, сколько здесь пролито русскими людьми пота и крови! Без всякого преувеличения мож­ но сказать, что каждый метр этой дороги покоится на костях ссыльных, полит­ заключенных, политкаторжан и просто сибирских крестьян. ...А по бокам-то все косточки русские... И когда закрытая дрезина повела нас по старой дороге от Слюдянки до стан­ ции Байкал,— какая-то щемящая грусть невольно закралась в сердце. Молчат рельсы, прорастают травой, ржавеют. По ним уже не промчатся в дальние рейсы поезда, оглушительные гудки паровозов уже не потревожат ее тишину. Обрывы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2