Сибирские огни, 1958, № 12

города достаточно отчетливо говорит за себя. Действительно, в нескольких кило­ метрах от города находятся шахты, при­ надлежащие слюдянскому рудоуправле­ нию. Здесь на большой глубине добы­ вают слюду, так необходимую нашей промышленности. Еще когда мы по новой электрифици­ рованной дороге подъезжали со стороны Иркутска к Слюдянке и на 107-м кило­ метре перед нами открылся Байкал в ок­ ружении угрюмых отрогов Хамар-Даба- на,— на вершине одного из хребтов мы увидели снег, вернее — ледник, ослепи­ тельно сверкавший в лучах солнца. Но это был не снег и не ледник. Это был мрамор. На тысячеметровой высоте находится Слюдянское горное предприятие «Пере­ вал», одно из крупнейших в Союзе. Здесь добывают мрамор, являющийся сырьем для цементного завода в городе Ангарске. Строительство карьера нача­ лось в 1956 году. Сначала проложили временную дорогу. По ней поднялись с невероятным трудом бульдозеры и экс­ каваторы. Поднялись под углом 40 гра­ дусов! Сперва взрывчатка, а затем больдозе- ры и экскаваторы пробили в хребтах белую мраморную дорогу, по которой мы поднимаемся сейчас к вершине хребта. И постепенно высокие, двухсотметровые, опоры воздушно-канатной дороги, протя­ нувшейся на три с половиной километра, становятся нам по плечо, а вскоре оста­ ются далеко внизу, под нами. Дорога вьется змеей. Из конца в конец по ней снуют «мазы», «язы», окутывая друг друга облаками белой пыли. Карьер дает ежедневно три с полови- ной-четыре тысячи тонн мраморного сырья. По мраморной дороге мы поднимаемся еще выше. И вот уже машина на высо­ те тысячи метров над уровнем моря. Мы —на вершине одной из гор Хамар-Да- банского хребта. Наверно, за высоту и недоступность ее назвали «Чертовой го­ рой». Но пришел конец и «Чертовой горе». Люди ее покорили. Да как еще покори­ ли! Правда, штурм был невероятно труден. Об этом нам рассказал один из лучших бульдозеристов карьера комсо­ молец Сергей Михайлов. Мы познакомились с ним на тысяче­ метровой высоте, где он работает. Он вылез из своей машины и, сверкнув бе­ лозубой улыбкой, сказал: — Это что! Сейчас дорога уже почти готова. А вот вы хотя бы годик назад приехали! Насмотрелись бы, набрались бы впечатлений. Зимой мы начали ее прокладывать. Сначала — времянку. Машины буксуют. Подъемы такие кру­ тые, что только гляди в оба, а то мигом сорвешься. А у нас на прицепе — экска­ ваторы. Взрывчатку в мешках, аммонит,, поднимали на высоту 870—900 метров. Вот тогда трудно было. Сережа Михайлов начал работать на Колхозные рыбачки из «семейских» на берегу озера Котокель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2