Сибирские огни, 1958, № 12
города достаточно отчетливо говорит за себя. Действительно, в нескольких кило метрах от города находятся шахты, при надлежащие слюдянскому рудоуправле нию. Здесь на большой глубине добы вают слюду, так необходимую нашей промышленности. Еще когда мы по новой электрифици рованной дороге подъезжали со стороны Иркутска к Слюдянке и на 107-м кило метре перед нами открылся Байкал в ок ружении угрюмых отрогов Хамар-Даба- на,— на вершине одного из хребтов мы увидели снег, вернее — ледник, ослепи тельно сверкавший в лучах солнца. Но это был не снег и не ледник. Это был мрамор. На тысячеметровой высоте находится Слюдянское горное предприятие «Пере вал», одно из крупнейших в Союзе. Здесь добывают мрамор, являющийся сырьем для цементного завода в городе Ангарске. Строительство карьера нача лось в 1956 году. Сначала проложили временную дорогу. По ней поднялись с невероятным трудом бульдозеры и экс каваторы. Поднялись под углом 40 гра дусов! Сперва взрывчатка, а затем больдозе- ры и экскаваторы пробили в хребтах белую мраморную дорогу, по которой мы поднимаемся сейчас к вершине хребта. И постепенно высокие, двухсотметровые, опоры воздушно-канатной дороги, протя нувшейся на три с половиной километра, становятся нам по плечо, а вскоре оста ются далеко внизу, под нами. Дорога вьется змеей. Из конца в конец по ней снуют «мазы», «язы», окутывая друг друга облаками белой пыли. Карьер дает ежедневно три с полови- ной-четыре тысячи тонн мраморного сырья. По мраморной дороге мы поднимаемся еще выше. И вот уже машина на высо те тысячи метров над уровнем моря. Мы —на вершине одной из гор Хамар-Да- банского хребта. Наверно, за высоту и недоступность ее назвали «Чертовой го рой». Но пришел конец и «Чертовой горе». Люди ее покорили. Да как еще покори ли! Правда, штурм был невероятно труден. Об этом нам рассказал один из лучших бульдозеристов карьера комсо молец Сергей Михайлов. Мы познакомились с ним на тысяче метровой высоте, где он работает. Он вылез из своей машины и, сверкнув бе лозубой улыбкой, сказал: — Это что! Сейчас дорога уже почти готова. А вот вы хотя бы годик назад приехали! Насмотрелись бы, набрались бы впечатлений. Зимой мы начали ее прокладывать. Сначала — времянку. Машины буксуют. Подъемы такие кру тые, что только гляди в оба, а то мигом сорвешься. А у нас на прицепе — экска ваторы. Взрывчатку в мешках, аммонит,, поднимали на высоту 870—900 метров. Вот тогда трудно было. Сережа Михайлов начал работать на Колхозные рыбачки из «семейских» на берегу озера Котокель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2