Сибирские огни, 1958, № 12
ных сел разбиты на приусадебных участ ках плодово-ягодные садики. Юннаты переписываются с Курумканской и Ба- унтовской средними школами, со школа ми Забайкалья. Они посылали туда са женцы, семена, дают полезные советы своим далеким друзьям. Пусть и там шу мят плодовые сады1 Это — большое, хорошее, полезное дело, которое надо всячески поддержи вать. И напрасно баргузинские районные организации до сих пор не придали должного значения похвальному начина нию уринских школьников. Эти замечательные сады расположены в нескольких десятках километров от Байкала. Они выросли на каторжной земле, политой горьким потом и слеза ми тысяч ссыльнопоселенцев. Эти сады шумят в селе Уро, где почти все жите ли — потомки ссыльных, где добрая четверть населения носит фамилию Бес- прозванных... Так пусть же обновленная земля со ветского Забайкалья будет ныне щедра не только хлебом, но и фруктами! Эй, „баргузин4*, пошевеливай вал! Мы приближались к концу нашего путешествия. Впереди показалась речка Турка, впадающая в Байкал. Все ее устье было сплошь забито лесом. С помощью лебе док люди увязывали бревна в пучки — в морские «сигары». Буксирные тепло ходы, время от времени приходящие сю да за лесом, доставляют эти плоты (или связки «сигар») в Выдрино, где нахо дится лесокомбинат. Здесь расположен Байкальский лес промхоз треста «Забайкаллес». Он от правляет на местные лесокомбинаты и лесозаводы лучшие сорта древесины — авиационный лес, палубный, пиловоч ный. В глубине тайги, на речках Безымян- ка, Соболиха, на озере Котокель раз бросаны его лесозаготовительные пункты. Лес — зеленое золото байкальской тайги. И много таких леспромхозов воз никло в последние годы на южном, во сточном и северном побережьях велико го озера. И, право же, трудно было поверить, что стоит нам свернуть немножко в сто рону от Байкала, доехать до озера Кото кель, на берегу которого раскинулось старое сибирское село Исток,— и мы, словно на уэллсовской «машине време ни», перенесемся... в XVII век! Но это на самом деле случилось с нами. В этом рыболовецком селе живет много «се- мейских». Их давние предки — русские старообрядцы — в XVII веке пересели лись в Польшу, спасаясь от преследова ний царского правительства. Но во второй половине XVII века, пос ле присоединения Польши к России, Екатерина II жестоко расправилась со старообрядцами: все они были выселены в глубь Сибири. Ссылали их целыми семьями, поэтому в Прибайкалье они и получили название «семейских». И как-то странно было видеть на ули цах современного советского села жен щин и девушек, одетых в платья и ко стюмы времен царя Алексея Михайло вича. Очень яркие, очень нарядные, эти платья напоминали о большом искусстве древних русских мастериц, об оригиналь ности и своеобразии русского нацио нального орнамента. Женщины были одеты в пестрые рубахи, поверх рубах красовался сарафан, поверх сарафана— фартук с затейливыми узорами. На го лове каждой из них была повязана кич ка — головной убор. Большие связки бус, преимущественно янтарных, укра шали шею и грудь. Пояс с великолепны ми цветистыми узорами перехватывал талию. Навеки ушли в прошлое, забылись старые дедовские обычаи и религиозные каноны. Молодежь сейчас даже не имеет представления о них. Но остались платья тех давным-давно минувших дней. Оста лась песня. Чистая, звонкая, протяжная русская песня, доносящая к нам, как эхо, отзвуки седой старины. Большой и проз рачный родник истинно яаоодной, истин но русской поэзии плещется в этих пес нях. Вот пятеро рыбачек — Ан 1шмия Пуш- карева, Аксинья Залуцкая, Ульяна Афа насьева, Евдокия Суменкова и Татьяна Плюснина уселись на берегу озера Ко токель на корме лодки. Ожидая своих мужей, возвращающихся с рыбалки, они о чем-то оживленно переговариваются. А потом смуглая стройная Таня Плюс нина, заводила и запевала среди жен щин, начинает звонким протяжным го лосом песню. Остальные рыбачки друж но подтягивают: Т ятька с мамкой померли, А я не женился. Пойду в чисто поле Искать себе долю. Другая песня напоминает о далеких днях жизни в Польше, о панской неволе: Жил я у пана По первому лету. Нажил я у пана Курочку з а это... ...А теперь перенесемся на несколько сот километров южнее, к Слюдянке. Ка кой контраст! Шум байкальского прибоя, неумолчные гудки паровозов, грохот пробегающих на восток и запад составов —все сливается в величественную сим фонию труда, симфонию нашего вре мени. Слюдянка... Уже само название этого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2