Сибирские огни, 1954, № 2

/ А. СМЕРДОВ Поэма о Сарташше-строителе Поэма алтайского поэта Константина Козлова — «Сартакпай-строитель»1, на­ писанная по мотивам алтайских народ­ ных ; сказок, вызывает особый интерес не только как новое поэтическое произ­ ведение, но и как явление, имеющее из­ вестное значение для развития литерату­ ры на Алтае . В связи с этой работой К . Козлова возникает ряд, на мой взгляд, важных и принципиальных вопросов, ка­ сающихся использования наследия устно­ го народного творчества, в частности ге ­ роического эпоса Горного А л тая в со­ временной поэзии. Современная алтайская поэзия разви­ валась под благотворным влиянием великой русской литературы, вместе с тем питается и неисчерпаемым самоцветным источником национальной устной на­ родной поэзии. Нередко обращение к алтайскому фольклору и р усских совет­ ских поэтов как в области перевода, так и непосредственного использования фоль­ клорных мотивов при создании ориги­ нальных произведений. Именно поэма К. Козлова поэтому нуждается в деталь­ ном разборе и обсуждении. В многовековом и богатейшем алтай­ ском народном эпосе легенды о Сартак- пае занимают особое место. Богатырь Сартакпай более чем какой-либо другой из героических образов старинного устно­ го эпоса Алтая выступает как подлин­ но народный герой, наиболее глубоко выражающий народный характер , завет­ ные чаяния алтайского народа в давние времена его подневольного, тяжёлого су ­ ществования. В большинстве случаев в алтайских народных сказаниях положительные об ­ разы героев-богатырей (Алтай-Бучай, Малчи-Мерген, Келер-Куш и другие) изображаются как единоборцы за соци­ альную справедливость, защитники угне­ тённых и обездоленных, вступающие в поединки о ханами-угнетателями, инозем­ 1 К К о з л о в . Сартакпай-строитель. <По мотивам алтайских народных сказок). Алтай- сизое книжное издательство. 1953 г. 32 стр. Тиране 30.000. ными поработителями или мифическими чудовищами, олицетворяющими враж­ дебные людям злые силы. Старинные эпические сказания обычно и посвящены описанию и прославлению ратных по­ единков и подвигов народных богатырей на поле брани или в состязаниях силы и отваги. Сартакпай же прежде всего богатырь- работник, всю свою чудесную силу от­ дающий деяниям на общ ее народное благо. Сартакпай освобождает из камен­ ного плена алтайские горные реки и выводит их в жаждущие, иссушенные зноем долины, на пастбища и к сел е ­ ниям. Он открывает рекам Катуни и Бие, соединив их в могучий поток Оби, путь к далёкому океану, прокладывает для людей дороги в недосягаемых горных высях , возводит мосты через бурные по­ токи. Важно подчеркнуть, что Сартакпай борется не с мифическими силами и чу­ дищами, как это происходит в большин­ стве старинных алтайских сказаний, а о реально противостоящими человеку сти­ хийными силами природы, и, одолевая их, стремится поставить их на службу людям. Н е случайно имя и деяния его в народной памяти и поныне связывают­ ся с конкретными местами Горного А л ­ тая. Поедете ли вы и сейчас по Чуй- скому тракту , или пойдёте вдоль Катуни и Бии, подниметесь на взгорья Немала,— любой алтаец не раз вспомнит имя Сар- такпая и этим именем назовёт ущ елье в неприступных скалах , будто бы пробитое рукой Сартакпая для Катуни, то нагро­ мождения гигантских каменных глыб, набросанных богатырём для переправы через дикие потоки, то глубокие впади­ ны — следы богатырской поступи С ар ­ такпая. Пожалуй, нет другого образа на­ родной фантастики, который был бы так «овеществлён» и увековечен в народной памяти и в самой алтайской природе. И это убедительное свидетельство то­ го, что Сартакпай на протяжении многих веков был и остаётся для народа самым любимым эпическим образом. Но Сар­ такпай является так же наиболее близ­ ким образом старинного народного ге­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2