Сибирские огни, 1954, № 2
не вызывающих желания перечитать поэму вновь. Вот пример: Выбегали недруги в испуге, Прошибала ворогов слеза. Их слепили яркие кольчуги. Солнце жгло глаза. Такой примитив необходимо было вы чёркивать без всякой пощады. Поэмы «Школа в тайге», «Северная яблоня» только условно можно назвать поэмами. В них нет чёткого, ясно выра женного сюжета, нет конфликта, харак теров, их столкновения. Д у х описатель ства, спокойного, неторопливого господ ствует в них. В одной поэме («Школа в тайге») рассказывается, как ребята от правились в тайгу собирать сосновые шишки для будущих лесополос. В дру гой («Северная яблоня») — о мальчике- школьнике В а се Б етту , который решил у себя в стойбище посадить яблоню. Сю жеты явно не богаты, содержание поэм могло бы уместиться в два, допустим, больших стихотворения, но Игн. Рожде ственский, к сожалению, растянул их на сотни строк. В первой главе поэмы «Школа в тай ге» сказано не больше того, что заклю чено в последней её строчке: «В класо Людмила Марковна вошла». Поскольку лесов на севере России «хоть отбавляй», Людмила Марковна во второй главе спрашивает детей: «Нельзя ли нашим лесом поделиться с засушливой степною полосой?» В третьей — дети соглашают ся со своей учительницей и отправляют ся в лес за шишками. И только вы шли — своеобразный конфликт: Вале Веденееву не терпится: «не вытерпит.! За шишкою нагнётся». Насобирал украд кой полмешка. Но оказалось, «пользы мало от его работы», «так как здесь, на болоте, сосны мелковаты, к тому же источил их короед». Затем появляется бульдозерист, Аркашин папа, и вспыхи вает спор: — По всей тайге, — сказал Аркаша веско, — Мой папка самый главный человек. Обидно Вале и досадно Коле. — Все закричали враз, как журавли: — А папка мой не самый главный, что ли? — А мой не самый главный? —И пошли. После разъяснения учительницы — «Все ваши папы хороши» (точно так же, как «мамы всякие нужны»), поэт сообщает, наконец, что дети приступили к сбору шишек: «В м е ш к а х всё меньше места остаётся . В сё тяжелей заплечные м е ш ки » . Вот и всё. Разум еется , можно за тем рассказать и о том, как школьники возвращались из леса, и о том, как они сдавали шишки в указанные для этой цели места, о каких серьёзных и важ ных вещ ах они в это время говорили или думали, но почему всё это необхо димо называть п о э м о й ? Лучш е поэма «Василий Прончищев». И добился этого поэт тем, что не выду мывал сюжет своей поэмы, а следовал жизненным историческим фактам, не мо дернизировал язык своих героев, искал подлинно образного выражения своей плодотворной мысли. Основной, ярко вы раженный пафос е ё — в безграничной любви к Родине. Создавая образы глав ных героев поэмы, автор хорошо даёт почувствовать истоки трагической судь бы многих русских мореплавателей. Их трагедия не только в том, что гибелью своею платят они за крупнейшие геогра фические открытия в труднейших север ных условиях, их трагедия прежде всего в том, что осуществлять свои дерзкие, смелые планы им мешают: «О морехо дах вспомнит ли столица, до нас ли т-ам вельможам и царю?» И мы видим, что подвиги они совершают во имя великого будущего России. Они верят, что для неё они завтра отыщут новые пути: Владеть Россия будет океаном. А там дерзнёт до полюса дойти. Эта явная, точная и глубокая мысль поз волила поэту создать волнующие обра зы Прончищева, его жены Марии, Че люскина. В докладе на X IX съезде партии товарищ Маленков призвал писателей решительно бороться против серости и фальши в их произведениях, неустанно повышать требовательность к себе, стро го, критически относиться к своей рабо те. Мы убеждены; что если бы в кни ги «Мирная земля» и «Стихи и поэмы» Игн. Рождественский включил бы дей ствительно лучшие свои произведения; могли бы получиться хорошие сборники избранных стихов интересного поэта Сибири. На Первом всесоюзном съ езде совет ских писателей А . М. Горький говорил: «Наша советская поэзия за короткий срок её жизни достигла успехов весьма значительных, но так же, как проза, она содержит в себе весьма изрядное коли чество пустоцвета, мякины и соломы. В борьбе за высокое качество прозы и поэзии мы должны обновлять и углублять тематику, чистоту и звучность языка». (Собр. соч ., т. 2 7 , стр. 350). К сожалению, в нашей поэзии послед них лет всё ещё наличествуют те же са мые недостатки, на которые указывал М. Горький. Просчёты Игн. Рождественского не случайны. Увеличение количества стихов в ущерб их качеству — явление, к сожа лению, широко распространённое. Нака нуне Второго всесоюзного съезда писа телей должен состояться большой раз говор о советской поэзии, разговор о том, как на деле осуществлялась за послед ние двадцать лет борьба за её высокое качество.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2