Сибирские огни, 1954, № 2

не вызывающих желания перечитать поэму вновь. Вот пример: Выбегали недруги в испуге, Прошибала ворогов слеза. Их слепили яркие кольчуги. Солнце жгло глаза. Такой примитив необходимо было вы­ чёркивать без всякой пощады. Поэмы «Школа в тайге», «Северная яблоня» только условно можно назвать поэмами. В них нет чёткого, ясно выра­ женного сюжета, нет конфликта, харак­ теров, их столкновения. Д у х описатель­ ства, спокойного, неторопливого господ­ ствует в них. В одной поэме («Школа в тайге») рассказывается, как ребята от­ правились в тайгу собирать сосновые шишки для будущих лесополос. В дру­ гой («Северная яблоня») — о мальчике- школьнике В а се Б етту , который решил у себя в стойбище посадить яблоню. Сю­ жеты явно не богаты, содержание поэм могло бы уместиться в два, допустим, больших стихотворения, но Игн. Рожде­ ственский, к сожалению, растянул их на сотни строк. В первой главе поэмы «Школа в тай­ ге» сказано не больше того, что заклю­ чено в последней её строчке: «В класо Людмила Марковна вошла». Поскольку лесов на севере России «хоть отбавляй», Людмила Марковна во второй главе спрашивает детей: «Нельзя ли нашим лесом поделиться с засушливой степною полосой?» В третьей — дети соглашают­ ся со своей учительницей и отправляют­ ся в лес за шишками. И только вы­ шли — своеобразный конфликт: Вале Веденееву не терпится: «не вытерпит.! За шишкою нагнётся». Насобирал украд­ кой полмешка. Но оказалось, «пользы мало от его работы», «так как здесь, на болоте, сосны мелковаты, к тому же источил их короед». Затем появляется бульдозерист, Аркашин папа, и вспыхи­ вает спор: — По всей тайге, — сказал Аркаша веско, — Мой папка самый главный человек. Обидно Вале и досадно Коле. — Все закричали враз, как журавли: — А папка мой не самый главный, что ли? — А мой не самый главный? —И пошли. После разъяснения учительницы — «Все ваши папы хороши» (точно так же, как «мамы всякие нужны»), поэт сообщает, наконец, что дети приступили к сбору шишек: «В м е ш к а х всё меньше места остаётся . В сё тяжелей заплечные м е ш ­ ки » . Вот и всё. Разум еется , можно за­ тем рассказать и о том, как школьники возвращались из леса, и о том, как они сдавали шишки в указанные для этой цели места, о каких серьёзных и важ­ ных вещ ах они в это время говорили или думали, но почему всё это необхо­ димо называть п о э м о й ? Лучш е поэма «Василий Прончищев». И добился этого поэт тем, что не выду­ мывал сюжет своей поэмы, а следовал жизненным историческим фактам, не мо­ дернизировал язык своих героев, искал подлинно образного выражения своей плодотворной мысли. Основной, ярко вы­ раженный пафос е ё — в безграничной любви к Родине. Создавая образы глав­ ных героев поэмы, автор хорошо даёт почувствовать истоки трагической судь­ бы многих русских мореплавателей. Их трагедия не только в том, что гибелью своею платят они за крупнейшие геогра­ фические открытия в труднейших север­ ных условиях, их трагедия прежде всего в том, что осуществлять свои дерзкие, смелые планы им мешают: «О морехо­ дах вспомнит ли столица, до нас ли т-ам вельможам и царю?» И мы видим, что подвиги они совершают во имя великого будущего России. Они верят, что для неё они завтра отыщут новые пути: Владеть Россия будет океаном. А там дерзнёт до полюса дойти. Эта явная, точная и глубокая мысль поз­ волила поэту создать волнующие обра­ зы Прончищева, его жены Марии, Че­ люскина. В докладе на X IX съезде партии товарищ Маленков призвал писателей решительно бороться против серости и фальши в их произведениях, неустанно повышать требовательность к себе, стро­ го, критически относиться к своей рабо­ те. Мы убеждены; что если бы в кни­ ги «Мирная земля» и «Стихи и поэмы» Игн. Рождественский включил бы дей­ ствительно лучшие свои произведения; могли бы получиться хорошие сборники избранных стихов интересного поэта Сибири. На Первом всесоюзном съ езде совет­ ских писателей А . М. Горький говорил: «Наша советская поэзия за короткий срок её жизни достигла успехов весьма значительных, но так же, как проза, она содержит в себе весьма изрядное коли­ чество пустоцвета, мякины и соломы. В борьбе за высокое качество прозы и поэзии мы должны обновлять и углублять тематику, чистоту и звучность языка». (Собр. соч ., т. 2 7 , стр. 350). К сожалению, в нашей поэзии послед­ них лет всё ещё наличествуют те же са­ мые недостатки, на которые указывал М. Горький. Просчёты Игн. Рождественского не случайны. Увеличение количества стихов в ущерб их качеству — явление, к сожа­ лению, широко распространённое. Нака­ нуне Второго всесоюзного съезда писа­ телей должен состояться большой раз­ говор о советской поэзии, разговор о том, как на деле осуществлялась за послед­ ние двадцать лет борьба за её высокое качество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2