Сибирские огни, 1954, № 2
личных сборников. В 1950 году в изда тельств© «Советский писатель» в Москве вышла его книга «Костёр над Енисеем». Она включила в себя всё лучшее из на писанного до этого поэтом. Игн. Рождественский вошёл в литера туру со своей «енисейской» темой, он определился как поэт-лирик, любящий и хорошо знающий свой родной сибирский край. Этой большой любовью к родному краю отличаются лучшие его стихи. Поэт воспевает новую Сибирь, преобра зованную советским человеком. Он по казывает, как растут её города, фаб рики и заводы, как трудятся люди, как изменяется своеобразная скупая си бирская природа. Но главное своё вни мание Игн. Рождественский сосредото чил на изображении простых советских людей-трушеников: разведчики Южсиба, чабан, радистка, героиня полей, выра стившая богатый урожай, и другие. В таких стихах, как «Енисейское море», «Песня», «Чабан», «Учительница», поэту удалось свежо и волнующе передать большие замыслы, владеющие нашими людьми, замечательные черты их харак тера. Не может, например, не волновать любого читателя простое по замыслу, но значительное по своей сути стихотворе ние «Начальник овязи» (1950 г.). Скромный человек, уроженец Севера, он ещё в юности носил тайком от страж ников письма И. В. Сталина из Курейки. И вот, спустя много лет, теперь уже на чальником связи, он попрежнему несёт слово Сталина народу. Ему докладыва ют, что пришёл по подписке очередной том сочинений И. В. Сталина. И память сразу воскрешает те далёкие годы, когда начальник связи был почтальоном. Поэт с полным правом пишет: Начальник, как в юности, снова Великого Сталина слово Родному народу несёт. Конкретность, точность деталей дела ют образ героя стихотворения значитель ным, глубоким. Лиризм, мягкость интонаций, задушев ность свойственны лучшим стихам Игн. Рождественского. Возникший в по лярной пустыне большой промышленный город поэт называет своим — «мой го род», и мы не просто видим его, а ощу щаем светлую радость от встречи с ним после «долгой военной зимы», которую пережил поэт, которая так хорошо зна кома почти каждому его сверстнику: Последнего льда синеватая груда, Полночное солнце, простор, тальники. И ты возникаешь внезапно, как чудо, Над зыбью стальной исполинской реки. И дороги мне и ни с чем не сравнимы — Зернистых песков золотая кайма. Твоих лесопилок высокие дымы, Обшитые солнечным тёсом дома. Мой северный город, я вижу впервые Тебя после долгой военной зимы, Омытые первым дождём мостовые 1 И свежих душистых опилок холмы. Здесь всё по-весеннему радостно, красочно, ярко: «свежив душистые опил ки», «солнечный тёс», «золотая кайма зернистых песков» и, наконец, весенний «первый дождь». Это и экономно и ёмко. Мы понимаем особую праздничность в состоянии лирического героя, сердцем постигаем его неразрывную связь с род ным краем в годы длительной разлуки: Ещё мне дороже ты станешь отныне. Спасибо, мой город, за Помощь в бою. Тебя мы воздвигли в полярной пустыне, Тебя отстояли в Донецком краю. Игн. Рождественский умеет лаконич но и просто сказать о самом сокровен ном, близком, дорогом. Стихотворение «Школа на крутояре» весьма характер но именно в этом отношении. В нём есть глубоко трогающее раздумье, сдержанно- благородная интонация, прелесть чисто ты и свежести чувства. Облако северной хмари, Милые сердцу края. Школа на крутояре, Юность твоя и моя. Вспомнились русые пряди, Мел в торопливой руке, Первые буквы в тетради. Первый пример на доске. Сколько их выросло, смелых, Близких твоих и моих, В ближних и дальних пределах Всюду находишь ты их. Наши друзья, родная, В каждом живут краю, Строя и побеждая, Тысячекрат повторяя Юность твою и мою. Так лирическое, интимно-задушевное стихотворение становится, на наш взгляд, произведением большого общест венного звучания. Значительное место в лирике Игн. Рож дественского занимают стихи, посвящён ные В. И. Ленину и И. В. Сталину в годы их пребывания в сибирской ссылке. Почти каждый сборник поэта последних лет открывается этими произведениями. В них Игн. Рождественский попытался нарисовать образы самых дорогих и близких сердцу советского человека лю дей. И надо сказать, что в некоторых случаях не без успеха. Так, в стихотво рении «Костёр над Енисеем» поэту уда лось поэтически крайне экономно и вы разительно воссоздать небольшой эпизод из пребывания И. В. Сталина в Турухан- ской ссылке; Рыбацкий костёр над Ени сеем, зажжённый в своё время Сталиным, вскоре озарил всю землю. На огонёк этого костра собрались люди со всех сто рон. Особенно убедительна последняя, заключающая это стихотворение, строфа: Над Енисеем, куда ни взгляни, Брезжат огни до утра. Наших домов и цехов огни — Искры его костра. / I В несколько .ином плане написано стихотворение «Полоска туруханского песка». Поэт взволнованно передаёт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2