Сибирские огни, 1954, № 2

личных сборников. В 1950 году в изда­ тельств© «Советский писатель» в Москве вышла его книга «Костёр над Енисеем». Она включила в себя всё лучшее из на­ писанного до этого поэтом. Игн. Рождественский вошёл в литера­ туру со своей «енисейской» темой, он определился как поэт-лирик, любящий и хорошо знающий свой родной сибирский край. Этой большой любовью к родному краю отличаются лучшие его стихи. Поэт воспевает новую Сибирь, преобра­ зованную советским человеком. Он по­ казывает, как растут её города, фаб­ рики и заводы, как трудятся люди, как изменяется своеобразная скупая си­ бирская природа. Но главное своё вни­ мание Игн. Рождественский сосредото­ чил на изображении простых советских людей-трушеников: разведчики Южсиба, чабан, радистка, героиня полей, выра­ стившая богатый урожай, и другие. В таких стихах, как «Енисейское море», «Песня», «Чабан», «Учительница», поэту удалось свежо и волнующе передать большие замыслы, владеющие нашими людьми, замечательные черты их харак­ тера. Не может, например, не волновать любого читателя простое по замыслу, но значительное по своей сути стихотворе­ ние «Начальник овязи» (1950 г.). Скромный человек, уроженец Севера, он ещё в юности носил тайком от страж­ ников письма И. В. Сталина из Курейки. И вот, спустя много лет, теперь уже на­ чальником связи, он попрежнему несёт слово Сталина народу. Ему докладыва­ ют, что пришёл по подписке очередной том сочинений И. В. Сталина. И память сразу воскрешает те далёкие годы, когда начальник связи был почтальоном. Поэт с полным правом пишет: Начальник, как в юности, снова Великого Сталина слово Родному народу несёт. Конкретность, точность деталей дела­ ют образ героя стихотворения значитель­ ным, глубоким. Лиризм, мягкость интонаций, задушев­ ность свойственны лучшим стихам Игн. Рождественского. Возникший в по­ лярной пустыне большой промышленный город поэт называет своим — «мой го­ род», и мы не просто видим его, а ощу­ щаем светлую радость от встречи с ним после «долгой военной зимы», которую пережил поэт, которая так хорошо зна­ кома почти каждому его сверстнику: Последнего льда синеватая груда, Полночное солнце, простор, тальники. И ты возникаешь внезапно, как чудо, Над зыбью стальной исполинской реки. И дороги мне и ни с чем не сравнимы — Зернистых песков золотая кайма. Твоих лесопилок высокие дымы, Обшитые солнечным тёсом дома. Мой северный город, я вижу впервые Тебя после долгой военной зимы, Омытые первым дождём мостовые 1 И свежих душистых опилок холмы. Здесь всё по-весеннему радостно, красочно, ярко: «свежив душистые опил­ ки», «солнечный тёс», «золотая кайма зернистых песков» и, наконец, весенний «первый дождь». Это и экономно и ёмко. Мы понимаем особую праздничность в состоянии лирического героя, сердцем постигаем его неразрывную связь с род­ ным краем в годы длительной разлуки: Ещё мне дороже ты станешь отныне. Спасибо, мой город, за Помощь в бою. Тебя мы воздвигли в полярной пустыне, Тебя отстояли в Донецком краю. Игн. Рождественский умеет лаконич­ но и просто сказать о самом сокровен­ ном, близком, дорогом. Стихотворение «Школа на крутояре» весьма характер­ но именно в этом отношении. В нём есть глубоко трогающее раздумье, сдержанно- благородная интонация, прелесть чисто­ ты и свежести чувства. Облако северной хмари, Милые сердцу края. Школа на крутояре, Юность твоя и моя. Вспомнились русые пряди, Мел в торопливой руке, Первые буквы в тетради. Первый пример на доске. Сколько их выросло, смелых, Близких твоих и моих, В ближних и дальних пределах Всюду находишь ты их. Наши друзья, родная, В каждом живут краю, Строя и побеждая, Тысячекрат повторяя Юность твою и мою. Так лирическое, интимно-задушевное стихотворение становится, на наш взгляд, произведением большого общест­ венного звучания. Значительное место в лирике Игн. Рож­ дественского занимают стихи, посвящён­ ные В. И. Ленину и И. В. Сталину в годы их пребывания в сибирской ссылке. Почти каждый сборник поэта последних лет открывается этими произведениями. В них Игн. Рождественский попытался нарисовать образы самых дорогих и близких сердцу советского человека лю­ дей. И надо сказать, что в некоторых случаях не без успеха. Так, в стихотво­ рении «Костёр над Енисеем» поэту уда­ лось поэтически крайне экономно и вы­ разительно воссоздать небольшой эпизод из пребывания И. В. Сталина в Турухан- ской ссылке; Рыбацкий костёр над Ени­ сеем, зажжённый в своё время Сталиным, вскоре озарил всю землю. На огонёк этого костра собрались люди со всех сто­ рон. Особенно убедительна последняя, заключающая это стихотворение, строфа: Над Енисеем, куда ни взгляни, Брезжат огни до утра. Наших домов и цехов огни — Искры его костра. / I В несколько .ином плане написано стихотворение «Полоска туруханского песка». Поэт взволнованно передаёт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2