Сибирские огни, 1954, № 2
И. ЯНОВСКИЙ, К. ЛИСОВСКИЙ Стихи и поэмы Игнатия Рождественского В последнее время много говорят об отставании поэзии от требований жизни, о значительном спаде читательского ин тереса к поэтическим произведениям. Между тем, читатель никогда не утрачи вал живейшего и глубокого интереса к х о р о ш е й поэзии. Он отказывается чи тать только в том случае, если ему вме сто подлинной поэзии предлагают рифмо ванную информацию, ремесленничьи по делки на любые темы, равнодушные отписки к очередной знаменательной дате. От таких стихов читатель не полу чает того, чего он от них ждёт: искрен ности, взволнованности, плодотворной мысли и страстной заинтересованности в том, что происходит вокруг, в созна нии, в душе современного человека. Да, современного! Ибо живая действи тельность и порождённые ею идеи, не посредственные чувства всегда были и будут источником поэзии, её почвой. От сутствие органической связи творчества некоторых поэтов с жизнью — важней шая причина неудач их поэтических про изведений последних лет. Есть крылатое выражение: «Стихи не читают — со стихами живут». Беда мно гих поэтических произведений, появив шихся в последнее время в газетах и журналах, а затем перекочевавших в се рию сборников того или иного поэта, за ключается в том, что стихи умирают сра зу же, как только появляются, я уже ни что не в состоянии их воскресить. В годы Отечественной войны у нас чаще, чем когда-либо, создавались сти хи — отклики на различные события тя жёлой борьбы и военного быта, но неред ко были они исключительной силы воз действия на душу читателя и сохранили эту силу до сих пор. Поэтический опыт военных лет, к сожалению, всё ещё не изучен. А ведь, вероятно, он многое по мог бы нам объяснить в современном состоянии поэзии. Вспомните стихи А. Твардовского, А. Суркова, М-. Иса ковского, Н. Тихонова, К. Симонова и многих других поэтов, — какой громад ной популярностью они пользовались! Тогда никто не посмел бы сказать, что стихи не читают. И всё это происходило отнюдь не случайно: поэт жил тем же, чем жил его народ. В этом «секрет» успеха многих поэтов, которые в эти дни как-то по-новому предстали перед своим народом, оказались не только при званными, но и признанными им. Именно в эти годы проявился и созрел талант Игн. Рождественского. Находясь в глубоком тылу, поэт сумел передать мысли и чувства советских людей, ге роическим трудом помогавших своей ар мии добывать победу над врагом. В книжке «Сердце Сибири» (Красноярск, 1944 г.) были собраны такие произведе ния, как «Тишина», «Север», «Тихий край», «Подлёдный лов», «Памяти Прон- чищевой». Высокий поэтический накал этих стихов, чёткость и точность слова, горячий патриотизм и искренность дела ли их нужными читателю, волнующими, запоминающимися. В небольшом стихотворении «Подлёд ный лов» поэт локально и зримо нари совал образ енисейского рыбака, добы вающего рыбу для фронта. Полновесно звучат заключительные строки: Туман закутал каменные гряды. Заря зажгла багряные костры. Лежат на льду, как грозные снаряды. Пудовые литые осетры. Клятвой верности своей сражающейся Родине прозвучали стихи «Памяти Прончищевой»: Над тундрой веет вымпел краснокрылый. Седая бухта —в угольном дыму. Я присягаю над твоей могилой, Как ты, быть верным флагу своему. Произведения, в дни войны отвечав шие настроениям и думам советских людей, не просто читались, они заучи вались, перечитывались и передавались товарищу, другу, любимому, нередко пре вращались в песни. Так было и с неко торыми стихами Игн. Рождественского. С этого времени и повысилась творче ская активность поэта. За последние десять лет Игн. Рожде ственский опубликовал более десяти раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2