Сибирские огни, 1954, № 2

Первые рассказы писателя, посвящён­ ные сибирской деревне, были натурали­ стичны и к тому же изрядно засорены местными речениями и областными сло­ вами. Но, вместе с ростом всей нашей со­ ветской литературы, самой идейной и художественно совершенной в мире, роо и развивался талант Кондр. Урманова. Язык его рассказов улучшался от про­ изведения к произведению, от книги к книге. Формирование писателя и особенно заметный его творческий рост связаны с годами первых пятилеток, когда им были написаны наиболее значительные и зре­ лые произведения. Две основные темы сосуществуют и успешно развиваются на всём творче­ ском пути Кондр. Урманова. Его завет­ ная тема — большая, искренняя и не­ меркнущая любовь к родной природе,1 завладевшая всем его сердцем ещё в детские годы и возрастающая с каждым его походом в луга и поля, в степи и тайгу, на реки и озёра, с каждой новой страницей, написанной им. Это — любовь не только к природе, но и к человеку, как хозяину своей земли, вдумчиво изу­ чающему природу, чтобы познать её за­ коны и преобразовать её в интересах общества. Казалось бы, что такая лю­ бовь не может потесниться и уступить в сердце уголок для чего-то другого. Но она потеснилась. И потеснилась давно, ещё в первые годы творческой деятель­ ности писателя. В большом сердце ху­ дожника слова поселился гнев. И это соседство не случайное. Гнев Кондр. Ур­ манова направлен против чёрных сил колчаковской реакции, стремившейся убить в народе всё живое и светлое. Колчак и его эсеро-меныпевистские по­ собники распродавали оптом и в розницу богатства нашей Родины иноземным скупщикам и интервентам. Гнев Кондр. Урманова направлен на защиту любви к родной природе с её неисчерпаемыми богатствами, к своему народу. Так воз­ никла и развилась главная тема в твор­ ческой биографии писателя — тема граж­ данской войны в Сибири, тема борьбы о колчаковщиной и славной победы над нею. Это очень важная тема, позволяющая раскрыть перед читателем душу трудо­ вого народа тех лет, его чаяния и надеж­ ды, его стремления, его героический по­ рыв навстречу своему освобождению, которое несла в Сибирь Красная Ар­ мия. Те страшных полтора года, когда в Сибири свирепствовали интервенты и белогвардейцы, Кондр. Урманов провёл в Омске. Он видел «чёрные дни, тысячи жертв, дым, кровь». Герой одного из его рассказов говорит крестьянам: «— Собрались русские буржуи с за­ граничными — англичанка там, Фран­ ция, Япония — много разных — и обсу­ дили: советскую власть долой... Эсеры помогли... Советской власти в Сибири не стало... А сейчас и эсерикам буржуи да­ ли по шапке и на всю Сибирь диктато­ ра, навроде царя, поставили... Что он — за нас потянет? Потянет, только петлю сначала на шею накинет. Получайте, трудящие, свободу на столба!..» Один из рассказов Кондр. Урманова о той страшной жизни называется «Ми­ лость врага». Эта «милость» выражена в приказе главаря карательного отряда, в руки которого попали женщины, вы­ ступавшие вместе со своими мужьями и братьями о оружием в руках против бе- логвардейщины. Каратель издевательски называл «слишком почётным расстреля­ ние и повешение такого рода преступ­ ниц» и приказывал применять к женщи­ нам «исключительно розги вплоть до за­ селения виновных». Такова «милость» палача. В рассказе «В последний час» Кондр. Урманов описывает похороны расстре­ лянных. Это было на третий деяь после освобождения г. Омска. Процессия двига­ лась по широкой Скорбященской улице, по которой когда-то, звеня кандалами, шли на каторгу лучшие люди России. Писатель рассказывает: «В чёрной жи­ вой рамке людей тихо колыхались 150 красных гробов и один — голов­ ной — в цветах. В нём — мать с ребён­ ком». То была одна из героинь, погиб­ ших в борьбе, и один из тех, кто не успел «пережить весну жизни». В рассказе «Встреча» описывается ещё одна «милость палача». Она состоя­ ла в том, что каратели на этот раз не оставили свои жертвы под открытым не­ бом, как они делали обычно, а сбросали тела расстрелянных в кладбищенскую канаву и засыпали землёй. Этой «мило­ сти» удостоился тяжело раненный двад­ цатилетний парень, от лица которого ве­ дётся повествование. Ночью ему удалось выбраться из холодных объятий могилы, и он шёпотом произнёс клятву: «— Вам, погибшим, — вечный покой и слава! Ваши имена я записал в сердце моём, я их сохраню, я о вас расскажу живущим... И имена ваших палачей — я тоже сохраню...». В этих словах чувствуется голос авто­ ра. Будучи свидетелем ужасов колчаков­ щины и героической борьбы народа за свободу, Кондр. Урманов сохранил свет­ лые имена героев и поганые клички па­ лачей. Своей книгой «Гнев», изданной в 1934 году, он «рассказывает живу­ щим» о том, что сохранило его сердце. Книга названа по рассказу «Гнев», в котором описана степная деревня Иванов-' ка. Осень 1918 года. Разъярённая толпа избивает конокрадов. У них на шеях хо­ муты. А избивают их люди, которым колчаковщина уже накинула петлю на шею. Но они этого ещё не понимают. Толпу невозможно остановить. Староста

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2