Сибирские огни, 1949, № 4
Хоца Намсараева говорят сами за себя: «Благословение матери», «Красная звезда», «Мы победим», «Кровь за кровь», «Бей фашистов», «Стальной самолет», «Смерть фашиста», «Гитлеру один сучок», «С победой возвращай тесь», «За победой победа» и т. д. В разгар войны им написана повесть «Луч победы». IV Бурят-монгольская литература росла и развивалась в обстановке ожесточен ной классовой борьбы. Буржуазные на ционалисты пытались использовать ее трибуну в своих грязных, антинарод ных целях. Но под руководством боль шевистской партии все вражеские про иски кончились крахом. После исторических решений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и ис кусства бурят-монгольские писатели, под руководством областной партийной орга низации и при помощи всей обществен ности республики, дали решительный отпор попыткам протаскивания в пашу литературу аполитичности, безыдейно сти. пошлости и низкопоклонства перед тлетворной буржуазной «культурой», нанесли серьезный удар всякого рода идеологическим извращениям, рециди вам буржуазного национализма и их носителям. Критика и самокритика, раз вернувшиеся после постановлений ЦК ВКП(б) и доклада товарища Жданова о ленинградских журналах, разоблачили реакционный характер антинародного феодально-ханского эпоса «Гэсэр», по могли нашей литературе освободиться от всего вредного и косного, вывели ее на правильную дорогу. Хоца Намсараев решительно ' выступает с беспощадным разоблачением носителей буржуазно-на ционалистической идеологии. За последнее время бурят-монголь скими писателями написан ряд новых произведений о нашем героическом се годня, проникнутых духом большевист ской партийности и пламенного пат^ риотизма. Такова, в первую очередь, новая повесть Хоца Намсараева «Стре лы золотой наконечник». Всем памятен патриотический почин саратовского колхозника Ферапонта Го- ловатого, внесшего свои личные сбере жения на строительство боевого самоле та. В повести рассказано, как этот благородный почин доходит до отдален ного колхоза Бурят-Монгольской рес публики. Старик Баранхай, узнав, что у Ферапонта Головатого столько же сыновей и дочерей, как у него, что Го- ловатый — такой же колхозник, как и он, решает последовать его примеру и выступает зачинателем этого дела в своем колхозе. Самолет, построенный! на средства колхозников, золотою стре лой летит на фронт громить врага. Та кова сюжетная нить этого произведе ния, с большим удовлетворением приня того всей общественностью республики. Большой удачей писателя нужно счи тать образ парторга колхоза, правдиво нарисованный в повести. За последние годы Хоца Намсараев вновь выступил как драматург. Истори ческая драма «Кнут тайши» и пьеса на современную тему «Ключ счастья» не сходят со сцены Бурят-Монгольского драматического театра и колхозно-сов хозного театра. Обе они пользуются большим успехом у зрителей. Сейчас Хоца Намсараев закончил новую повесть «Юноши». Показывая красоту души своих юных героев, пи сатель создал образы, которые открыва ют молодежи живущие в ней творческие возможности, укрепляют уверенность в своих силах, указывают, к чему надо стремиться. V На протяжении 3 0 лет творческой деятельности Хоца Намсараев написал около трехсот различных произведений, издал 3 0 книг. К юбилею вышли в свет отдельными томами избранные по вести и избранные стихи Хоца Намса раева, подытоживающие творческий путь писателя. Неудовлетворенность достигнутым, напряженные поиски, непрерывное дви жение вперед характерны для творче ского пути Хоца Намсараева. Если в первых произведениях писатель нарочи то усложняет фразу, увлекаясь орнамен тализмом и ритмической прозой, то в дальнейшем его язык достигает все бо лее совершенной простоты, яркости, смысловой точности. Если ранние его стихи написаны на лад старинных ули- геров с аллитерацией лишь начальных букв, то сейчас в новых стихах Намса раева наблюдаем и размер, и конечную рифмовку. На протяжении трех десятилетий в произведениях Хоца Намсараева растет чувство народности и партийности, чув ство советского патриотизма и сталин ской дружбы народов. Наряду с идей ным обогащением и расширением тема тики его произведений, непрестанно идет рост и совершенствование художе ственного мастерства; Хоца Намсараев упорно овладевает методом социалисти ческого реализма, активно двигает впе ред бурят-монгольскую советскую лите- ратуру, любовно выращивает молодые дарования. Цэдэн ГАЛСАНОЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2