Сибирские огни, 1949, № 4
социалистическую республику; воздви гаются корпуса заводов и фабрик, на степные просторы выходят колхозные тракторы и комбайны, в улусах и горо дах возникают учебные заведения, на учно-исследовательский институт, нацио нальный театр и музей. В литературу приходят одаренные люди, вышедшие из народной гущи. Это — Бавасан Аби- дуев, Семен Дунаев, Аполлон Шадаев, Бато Базарон, Цокто Номтоев, а еще несколько позднее — Гомбо Цыдынжа- пов, Шираб Нимбуев, Дольен Мадасон, Данри Хилтухин. Все они, во главе с Хоца Намсараевым, создавали нацио нальную литературу, не имея, в сущно сти, национального литературного на следия. Но они нашли правильный путь к решению этой задачи: они упор но и настойчиво учились на образцах русской классической литературы, на гениальных творениях Пушкина, Горь кого и Маяковского, учились у жизни, неустанно обогащали себя знаниями и, прежде всего, знанием теории марксиз ма-ленинизма. Результаты не заставили себя ждать. Вскоре появляется одно из выдающихся произведений бурят-монгольской литера туры тех лет —- повесть Хоца Намсарае- ва «Цыремпил», выдержавшая несколь ко изданий. Повесть охватывает дорево люционный период жизни бурят-мон гольского народа. Тема ее — борьба на рода за свою свободу и честь. Герой повести Цыремпил, бедный и гордый степняк, восстает против веками сло жившихся устоев и против дедовских обычаев. За это он подвергается со стороны 'ноенов и баянов жестоким пре следованиям, теряет свою возлюблен ную, которую силой отбирает местный богач Бадма «за неуплату долгов» в жены своему малолетнему отпрыску. За смелое выступление против крово жадного богача его, Цыремпила, соби раются высечь розгами, но в послед нюю минуту ему удается бежать на степном скакуне. Цыремпил обретает на стоящих друзей в лице русских желез нодорожных рабочих, воспитывается в подпольных кружках и становится бес страшным революционным солдатом, ос вобождающим свой родной край. Цыремпил — живое олицетворение бурят-монгольского народа, истории его борьбы за честь и свободу. Он нашел свободу только благодаря непосредст венной помощи великого русского наро да, его рабочего класса. Этой же теме посвящена и его пьеса «Из искры огонь», шедшая на сцене Бурят-Мон гольского драматического театра в нача ле 30-х годов. Так, благодаря заботам партии и со ветской власти и помощи русского на рода, трудящиеся Бурят-Монголии полу чили возможность создать свою^ литера- туру, являющуюся неотъемлемой частью многонациональной советской литера туры. III В 1 9 2 5 году Хоца Намсараев всту пает в ряды большевистской партии по «ленинскому призыву». С этих пор пи сатель-большевик с головой уходит в глубоко осмысленную творческую жизнь, в служение народу. Произведе ния его становятся более отточенными и идейно насыщенными. Его стихи тех лет («БурятМонголия», «Сила больше вистской партии», «Сигнал», «Мавзо лей») значительны по своей идее и ху дожественному выражению, полны само бытных поэтических образов. В них по эт страстно ищет «стиль, отвечающий теме», как говорил Некрасов, стиль, ко торый помог бы раскрыть тему живой социалистической жизни в Бурят-Мон- голии, стиль, свободный от плена на родного творчества, в известной мере мешавшего выражению новых чувств новых людей социалистического мира. В год великого перелома деревня стала на новый путь, путь колхозной жизни. Перед взором писателя встал новый улус. Созревание новых, социа- диетических отношений в улусах и се лах происходило в процессе напряжен ной борьбы с пережитками прошлого, с врагами народа — кулаками, ламами, буржуазными националистами. Без прео доления пережитков капитализма в со знании людей, без подавления классо вых врагов немыслимо процветание но вых, социалистических форм жизни в улусах. Именно эта идея является веду щим мотивом творчества Хоца Намса- раева. Теме преодоления прошлого и фор мирования нового социалистического ук лада в деревне посвящена его повесть «Однажды ночью». Успех этой повести у читателя объясняется и высокой идей ностью, благородством и чистотой мыс лей, которыми она проникнута. Красочны и убедительны многие стихи поэта, посвященные колхозному строительству («К вершинам», «В сол нечной Бурятии», «Песня чабана», «Охотник»). В стихотворениях Хоца Намсараева впервые звучит поэзия ин дустрии, преобразующей однообразный пейзаж Бурят-Монголии («На просторах Бурятии», «У горячего горна»), В период Великой Отечественной войны бурят-монгольская литература выдерживает экзамен на зрелость. Бес примерный героизм всего советского на рода вдохновляет наших писателей на создание произведений, зовущих на ратные и трудовые подвиги во имя сво боды, чести и независимости социали стической Родины. Одни названия напи санных в годы войны стихотворений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2