Сибирские огни, 1949, № 4

социалистическую республику; воздви­ гаются корпуса заводов и фабрик, на степные просторы выходят колхозные тракторы и комбайны, в улусах и горо­ дах возникают учебные заведения, на­ учно-исследовательский институт, нацио­ нальный театр и музей. В литературу приходят одаренные люди, вышедшие из народной гущи. Это — Бавасан Аби- дуев, Семен Дунаев, Аполлон Шадаев, Бато Базарон, Цокто Номтоев, а еще несколько позднее — Гомбо Цыдынжа- пов, Шираб Нимбуев, Дольен Мадасон, Данри Хилтухин. Все они, во главе с Хоца Намсараевым, создавали нацио­ нальную литературу, не имея, в сущно­ сти, национального литературного на­ следия. Но они нашли правильный путь к решению этой задачи: они упор­ но и настойчиво учились на образцах русской классической литературы, на гениальных творениях Пушкина, Горь­ кого и Маяковского, учились у жизни, неустанно обогащали себя знаниями и, прежде всего, знанием теории марксиз­ ма-ленинизма. Результаты не заставили себя ждать. Вскоре появляется одно из выдающихся произведений бурят-монгольской литера­ туры тех лет —- повесть Хоца Намсарае- ва «Цыремпил», выдержавшая несколь­ ко изданий. Повесть охватывает дорево­ люционный период жизни бурят-мон­ гольского народа. Тема ее — борьба на­ рода за свою свободу и честь. Герой повести Цыремпил, бедный и гордый степняк, восстает против веками сло­ жившихся устоев и против дедовских обычаев. За это он подвергается со стороны 'ноенов и баянов жестоким пре­ следованиям, теряет свою возлюблен­ ную, которую силой отбирает местный богач Бадма «за неуплату долгов» в жены своему малолетнему отпрыску. За смелое выступление против крово­ жадного богача его, Цыремпила, соби­ раются высечь розгами, но в послед­ нюю минуту ему удается бежать на степном скакуне. Цыремпил обретает на­ стоящих друзей в лице русских желез­ нодорожных рабочих, воспитывается в подпольных кружках и становится бес­ страшным революционным солдатом, ос­ вобождающим свой родной край. Цыремпил — живое олицетворение бурят-монгольского народа, истории его борьбы за честь и свободу. Он нашел свободу только благодаря непосредст­ венной помощи великого русского наро­ да, его рабочего класса. Этой же теме посвящена и его пьеса «Из искры огонь», шедшая на сцене Бурят-Мон­ гольского драматического театра в нача­ ле 30-х годов. Так, благодаря заботам партии и со­ ветской власти и помощи русского на­ рода, трудящиеся Бурят-Монголии полу­ чили возможность создать свою^ литера- туру, являющуюся неотъемлемой частью многонациональной советской литера­ туры. III В 1 9 2 5 году Хоца Намсараев всту­ пает в ряды большевистской партии по «ленинскому призыву». С этих пор пи­ сатель-большевик с головой уходит в глубоко осмысленную творческую жизнь, в служение народу. Произведе­ ния его становятся более отточенными и идейно насыщенными. Его стихи тех лет («БурятМонголия», «Сила больше­ вистской партии», «Сигнал», «Мавзо­ лей») значительны по своей идее и ху­ дожественному выражению, полны само­ бытных поэтических образов. В них по­ эт страстно ищет «стиль, отвечающий теме», как говорил Некрасов, стиль, ко­ торый помог бы раскрыть тему живой социалистической жизни в Бурят-Мон- голии, стиль, свободный от плена на­ родного творчества, в известной мере мешавшего выражению новых чувств новых людей социалистического мира. В год великого перелома деревня стала на новый путь, путь колхозной жизни. Перед взором писателя встал новый улус. Созревание новых, социа- диетических отношений в улусах и се­ лах происходило в процессе напряжен­ ной борьбы с пережитками прошлого, с врагами народа — кулаками, ламами, буржуазными националистами. Без прео­ доления пережитков капитализма в со­ знании людей, без подавления классо­ вых врагов немыслимо процветание но­ вых, социалистических форм жизни в улусах. Именно эта идея является веду­ щим мотивом творчества Хоца Намса- раева. Теме преодоления прошлого и фор­ мирования нового социалистического ук­ лада в деревне посвящена его повесть «Однажды ночью». Успех этой повести у читателя объясняется и высокой идей­ ностью, благородством и чистотой мыс­ лей, которыми она проникнута. Красочны и убедительны многие стихи поэта, посвященные колхозному строительству («К вершинам», «В сол­ нечной Бурятии», «Песня чабана», «Охотник»). В стихотворениях Хоца Намсараева впервые звучит поэзия ин­ дустрии, преобразующей однообразный пейзаж Бурят-Монголии («На просторах Бурятии», «У горячего горна»), В период Великой Отечественной войны бурят-монгольская литература выдерживает экзамен на зрелость. Бес­ примерный героизм всего советского на­ рода вдохновляет наших писателей на создание произведений, зовущих на ратные и трудовые подвиги во имя сво­ боды, чести и независимости социали­ стической Родины. Одни названия напи­ санных в годы войны стихотворений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2