Сибирские огни, 1949, № 4

ховного Совета БМАССР. Хода Намса- раев — депутат Верховного Совета СССР. II До революции трудолюбивый степной скотовод — бурят-монгол не имел своей письменности, своей художественной литературы. Извечные думы и чаяния свои он выражал в бесконечных сказ­ ках, улигерах и онтхонах, в бессловес­ ном стоне струн хура и в унылых степ­ ных песнях-причитаниях. Под тройным гнетом царских чиновников, местных баянов и ноенов, лам и шаманов бурят- монгольский народ, забитый и темный, стоял на грани вымирания. Голод и хог лод, гнет и рабство, поголовная безгра­ мотность и социальные болезни были в то время спутниками бурят-монгола. За тридцать с лишним лет советской власти возрожденный бурят-монгольский народ построил новую счастливую жизнь, создал свою национальную по форме и социалистическую по содержа­ нию культуру и вышел на светлую до­ рогу коммунизма. На смену унылым песням аратов зазвучали полные радо­ сти и трудового энтузиазма стихи, рас­ сказы, пьесы для улусных сцен. Первенствующая роль в создании и развитии бурят-монгольской советской литературы принадлежит Ходе Намса- раеву. Этот чудесный кижингинский ма­ стер-столяр, а затем народный учитель, впитавший всю прелесть устного народ­ ного творчества, является сейчас ста­ рейшиной бурят-монгольской советской литературы, самым любимым и попу­ лярным певцом своего народа. Мировоззрение Намсараева сложи­ лось в бурное время. Русско-японская война,, призыв «инородцев»-бурят на ты­ ловые работы во время первой мировой империалистической войны, Великий Ок­ тябрь, гражданская война в Забайкалье всколыхнули бурят-монгольский народ. Революционеры-большевики Бабушкин, Ранжуров, Серов, Балтахинов, Калан- дарашвили, Банзаракцаев и др. и, на­ конец, Найдан Абидуев, приговоренный карательной экспедицией Ренненкампфа к расстрелу и спасшийся бегством, ока­ зали неоценимое влияние на формиро­ вание взглядов Хоца Намсараева. Он оказался в рядах передовой молодежи Бурят-Монголии. В 1 9 1 8 году Хоца Намсараев напи­ сал свое первое произведение — одно­ актную пьесу «Тьма» для улусной сцены. Эта и последующие его пьесы «Оракул Дамбы» (1 9 2 0 ) , «Темная жизнь» (1 9 2 1 ) , «Революция» (1 9 2 2 ) , «Старик Барбадай» ( 1 9 2 2 ) , «Смотри на свою слепоту» ( 1 9 2 3 ) в рукописном виде перекочевывали из улуса в улус, переходили из рук в руки, ставились на сельских сценах, где сам автор не­ редко участвовал в них и как постанов­ щик и как актер. В этих пьесах автор с революционной страстностью разобла­ чал плутовство и обман шаманов и лам, дикое невежество и жестокость баянов и ноенов, вскрывал социальные проти­ воречия старого строя, раскрывал гла­ за своему народу на светлое будущее. Воспитательное и организующее значе­ ние этих пьес было очевидно. Так начал свою творческую деятель­ ность Хоца Намсараев. В 1 9 2 4 году в одном из первых но­ меров только что начатой изданием га­ зеты «Бурят-Монголой Унэн» печатает­ ся стихотворение Хоца Намсараева, на­ чинающееся словами: «Ушло старое время, кануло оно в вечность, и на смену ему засияло прочно солнце нашей жизни...» Своими вдохновенными стихами, вос­ певающими Великий Октябрь, новую свободную жизнь и светлый разум наро­ да, Хоца Намсараев заложил основу бу­ рят-монгольской советской поэзии. В эти же двадцатые годы Намсараев выступает с рядом рассказов, в которых с большевистских позиций показывает классовую борьбу в улусе. Таковы «Смерть сирот», «Богатый и бедный», «Единоличное и коллективное» и мно­ гие другие. Выход в свет первого сборника рас­ сказов Намсараева «Так было» зало­ жил фундамент подлинно народной, ре­ алистической бурят-монгольской литера­ туры. Одной из отличительных черт твор­ чества Хоца Намсараева в те годы яв­ ляются элементы сатиры. Он разобла­ чает жестокость кулаков и жадность лам, в нашумевшей поэме «Слово ста­ рого гэлэна» показывает растленное нутро и непристойные похождения «священного» плута. В этой же мане­ ре он пишет такие популярные стихи, как «Мрак и свет», «Четчик» и т. п. До сих пор свежи в памяти народа са­ тирические рассказы Хоца Намсараева «Бодающая овца и подкрадывающийся лама», «Непристойности паука», «Чернолицый» и др. Он много и пло­ дотворно работает над коммунистиче­ ским воспитанием подрастающего поко­ ления, зло бичует пережитки проклято­ го прошлого. В редакции газеты «Бу­ рят-Монголой Унэн» он руководит отде­ лом юмора и сатиры. Всем известны его фельетоны под общим заголовком «Слово Алсагар-Мархая», а позднее — «Три мудреца из Гургаллая». В конце 1 9 2 8 года наша страна приступает к осуществлению первой ста­ линской пятилетки. Бурят-Монголия переживает бурный процесс экономического и культурного расцвета. Из отсталой окраины царской России она превращается в цветущую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2