Сибирские огни, 1949, № 4
ховного Совета БМАССР. Хода Намса- раев — депутат Верховного Совета СССР. II До революции трудолюбивый степной скотовод — бурят-монгол не имел своей письменности, своей художественной литературы. Извечные думы и чаяния свои он выражал в бесконечных сказ ках, улигерах и онтхонах, в бессловес ном стоне струн хура и в унылых степ ных песнях-причитаниях. Под тройным гнетом царских чиновников, местных баянов и ноенов, лам и шаманов бурят- монгольский народ, забитый и темный, стоял на грани вымирания. Голод и хог лод, гнет и рабство, поголовная безгра мотность и социальные болезни были в то время спутниками бурят-монгола. За тридцать с лишним лет советской власти возрожденный бурят-монгольский народ построил новую счастливую жизнь, создал свою национальную по форме и социалистическую по содержа нию культуру и вышел на светлую до рогу коммунизма. На смену унылым песням аратов зазвучали полные радо сти и трудового энтузиазма стихи, рас сказы, пьесы для улусных сцен. Первенствующая роль в создании и развитии бурят-монгольской советской литературы принадлежит Ходе Намса- раеву. Этот чудесный кижингинский ма стер-столяр, а затем народный учитель, впитавший всю прелесть устного народ ного творчества, является сейчас ста рейшиной бурят-монгольской советской литературы, самым любимым и попу лярным певцом своего народа. Мировоззрение Намсараева сложи лось в бурное время. Русско-японская война,, призыв «инородцев»-бурят на ты ловые работы во время первой мировой империалистической войны, Великий Ок тябрь, гражданская война в Забайкалье всколыхнули бурят-монгольский народ. Революционеры-большевики Бабушкин, Ранжуров, Серов, Балтахинов, Калан- дарашвили, Банзаракцаев и др. и, на конец, Найдан Абидуев, приговоренный карательной экспедицией Ренненкампфа к расстрелу и спасшийся бегством, ока зали неоценимое влияние на формиро вание взглядов Хоца Намсараева. Он оказался в рядах передовой молодежи Бурят-Монголии. В 1 9 1 8 году Хоца Намсараев напи сал свое первое произведение — одно актную пьесу «Тьма» для улусной сцены. Эта и последующие его пьесы «Оракул Дамбы» (1 9 2 0 ) , «Темная жизнь» (1 9 2 1 ) , «Революция» (1 9 2 2 ) , «Старик Барбадай» ( 1 9 2 2 ) , «Смотри на свою слепоту» ( 1 9 2 3 ) в рукописном виде перекочевывали из улуса в улус, переходили из рук в руки, ставились на сельских сценах, где сам автор не редко участвовал в них и как постанов щик и как актер. В этих пьесах автор с революционной страстностью разобла чал плутовство и обман шаманов и лам, дикое невежество и жестокость баянов и ноенов, вскрывал социальные проти воречия старого строя, раскрывал гла за своему народу на светлое будущее. Воспитательное и организующее значе ние этих пьес было очевидно. Так начал свою творческую деятель ность Хоца Намсараев. В 1 9 2 4 году в одном из первых но меров только что начатой изданием га зеты «Бурят-Монголой Унэн» печатает ся стихотворение Хоца Намсараева, на чинающееся словами: «Ушло старое время, кануло оно в вечность, и на смену ему засияло прочно солнце нашей жизни...» Своими вдохновенными стихами, вос певающими Великий Октябрь, новую свободную жизнь и светлый разум наро да, Хоца Намсараев заложил основу бу рят-монгольской советской поэзии. В эти же двадцатые годы Намсараев выступает с рядом рассказов, в которых с большевистских позиций показывает классовую борьбу в улусе. Таковы «Смерть сирот», «Богатый и бедный», «Единоличное и коллективное» и мно гие другие. Выход в свет первого сборника рас сказов Намсараева «Так было» зало жил фундамент подлинно народной, ре алистической бурят-монгольской литера туры. Одной из отличительных черт твор чества Хоца Намсараева в те годы яв ляются элементы сатиры. Он разобла чает жестокость кулаков и жадность лам, в нашумевшей поэме «Слово ста рого гэлэна» показывает растленное нутро и непристойные похождения «священного» плута. В этой же мане ре он пишет такие популярные стихи, как «Мрак и свет», «Четчик» и т. п. До сих пор свежи в памяти народа са тирические рассказы Хоца Намсараева «Бодающая овца и подкрадывающийся лама», «Непристойности паука», «Чернолицый» и др. Он много и пло дотворно работает над коммунистиче ским воспитанием подрастающего поко ления, зло бичует пережитки проклято го прошлого. В редакции газеты «Бу рят-Монголой Унэн» он руководит отде лом юмора и сатиры. Всем известны его фельетоны под общим заголовком «Слово Алсагар-Мархая», а позднее — «Три мудреца из Гургаллая». В конце 1 9 2 8 года наша страна приступает к осуществлению первой ста линской пятилетки. Бурят-Монголия переживает бурный процесс экономического и культурного расцвета. Из отсталой окраины царской России она превращается в цветущую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2