Сибирские огни, 1949, № 4

Хоца Намсараев—основоположник бурят-монгольской литературы 2 4 июля 1 9 4 9 года общественность Бурят-Монгольской республики отмети­ ла 60-легие со дня рождения, совпа­ дающее с 30-летием литературной и общественной деятельности, основопо­ ложника бурят-монгольской советской литературы Хоца Намсараевича Намса­ раева. Юбилей Хоца Намсараева — празд­ ник всей бурят-монгольской литературы и культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. В 1 9 3 6 году, на приеме делегации трудящихся Бурят-Монголии в Кремле руководителями партии и правительства, В. М. Молотов сказал: «Бурят-Мон­ гольская республика — самая отдален­ ная республика Советского Союза. Тем не менее мы должны сказать, что и к этой республике, самой отдаленной от M ockb B i , было неизменно заботливое от­ ношение советской власти, нашей ле­ нинской партии и, с самого начала об­ разования Бурят-Монгольской республи­ ки вплоть до настоящего момента, по­ стоянное личное внимательное отноше­ ние со стороны товарища Сталина». На этом приеме Хоца Намсараеву выпало счастье лично обратиться к ве­ ликому Сталину — «зодчему счастли­ вой, радостной и яркой, как забайкаль­ ское солнце, жизни миллионов» — с глубоко поэтическими словами: Счастливой мы зажили жизнью, И радости знамя Радугой красной Взметнулось до самых вершин. Пусть вечно пребудет Ученье твое, о наш Сталин, Ленина друг-ученик. Мудрый вождь-исполин. Эти строки можно поставить эпигра­ фом но всему творчеству поэта, отдав­ шего свой талант народу, партии и великому Сталину. I Хоца Намсараев р.одился в 1 8 8 9 го­ ду, в Кшкингикском аймаке, в семье бедного крестьянина. Когда ему было 10. «Сибирские огни» Hi 4, два года, местный середняк Намсарай усыновил маленького Хоца, уплатив за него одну лошадь и кадушку арсы. Трехлетним ребенком Хоца лишился приемного отца, и детство его прошло в лишениях, без материнской и отцовской ласки. Восьми лет ему посчастливилось попасть в ученики к местному грамо­ тею, который обучил его монгольской грамоте. Рано начавшаяся трудовая дея­ тельность и тяжелые условия жизни не дали ему возможности получить даль­ нейшее образование. «В это время никаких школ в бурят­ ском улусе не было, и моя учеба на этом закончилась... Но с жадностью прочитывал я почти всю ту литерату­ ру, какая имелась на монгольском язы­ ке... Еще ребенком я всей душой полю­ бил народные сказки, улигеры, которые в изобилии слышал от своей бабушки и местных улигершинов, а впоследствии сам научился рассказывать»,— пишет Намсараев в своей автобиографии. Литературноюбщественная деятель­ ность Хоца Намсараева началась лишь после Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции. Вместе с передовы­ ми людьми улуса он участвует в созда­ нии и укреплении советской власти в деревне. Трудящиеся Кижинги избирают его членом Халбинского Хощунного ко­ митета. Он начинает работать учителем во вновь организованной начальной школе. С этого времени вплоть до 1 9 2 8 года он учительствует в школах Кижинги и Хоры. В 1 9 2 8 году Намсараев переезжает в столицу республики и работает в Бу­ рят-Монгольском институте культуры, в государственном издательстве, в редак­ ции газеты «Бурят-Монголой Унэн». За это время он несколько раз изби­ рается депутатом Верхнеудинекого го­ родского Совета. В 1 9 2 5 году вступает в члены ВКП(б). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и не­ сколькими грамотами Президиума Вер­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2