Сибирские огни, 1949, № 4
Хоца Намсараев—основоположник бурят-монгольской литературы 2 4 июля 1 9 4 9 года общественность Бурят-Монгольской республики отмети ла 60-легие со дня рождения, совпа дающее с 30-летием литературной и общественной деятельности, основопо ложника бурят-монгольской советской литературы Хоца Намсараевича Намса раева. Юбилей Хоца Намсараева — празд ник всей бурят-монгольской литературы и культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. В 1 9 3 6 году, на приеме делегации трудящихся Бурят-Монголии в Кремле руководителями партии и правительства, В. М. Молотов сказал: «Бурят-Мон гольская республика — самая отдален ная республика Советского Союза. Тем не менее мы должны сказать, что и к этой республике, самой отдаленной от M ockb B i , было неизменно заботливое от ношение советской власти, нашей ле нинской партии и, с самого начала об разования Бурят-Монгольской республи ки вплоть до настоящего момента, по стоянное личное внимательное отноше ние со стороны товарища Сталина». На этом приеме Хоца Намсараеву выпало счастье лично обратиться к ве ликому Сталину — «зодчему счастли вой, радостной и яркой, как забайкаль ское солнце, жизни миллионов» — с глубоко поэтическими словами: Счастливой мы зажили жизнью, И радости знамя Радугой красной Взметнулось до самых вершин. Пусть вечно пребудет Ученье твое, о наш Сталин, Ленина друг-ученик. Мудрый вождь-исполин. Эти строки можно поставить эпигра фом но всему творчеству поэта, отдав шего свой талант народу, партии и великому Сталину. I Хоца Намсараев р.одился в 1 8 8 9 го ду, в Кшкингикском аймаке, в семье бедного крестьянина. Когда ему было 10. «Сибирские огни» Hi 4, два года, местный середняк Намсарай усыновил маленького Хоца, уплатив за него одну лошадь и кадушку арсы. Трехлетним ребенком Хоца лишился приемного отца, и детство его прошло в лишениях, без материнской и отцовской ласки. Восьми лет ему посчастливилось попасть в ученики к местному грамо тею, который обучил его монгольской грамоте. Рано начавшаяся трудовая дея тельность и тяжелые условия жизни не дали ему возможности получить даль нейшее образование. «В это время никаких школ в бурят ском улусе не было, и моя учеба на этом закончилась... Но с жадностью прочитывал я почти всю ту литерату ру, какая имелась на монгольском язы ке... Еще ребенком я всей душой полю бил народные сказки, улигеры, которые в изобилии слышал от своей бабушки и местных улигершинов, а впоследствии сам научился рассказывать»,— пишет Намсараев в своей автобиографии. Литературноюбщественная деятель ность Хоца Намсараева началась лишь после Великой Октябрьской социалисти ческой революции. Вместе с передовы ми людьми улуса он участвует в созда нии и укреплении советской власти в деревне. Трудящиеся Кижинги избирают его членом Халбинского Хощунного ко митета. Он начинает работать учителем во вновь организованной начальной школе. С этого времени вплоть до 1 9 2 8 года он учительствует в школах Кижинги и Хоры. В 1 9 2 8 году Намсараев переезжает в столицу республики и работает в Бу рят-Монгольском институте культуры, в государственном издательстве, в редак ции газеты «Бурят-Монголой Унэн». За это время он несколько раз изби рается депутатом Верхнеудинекого го родского Совета. В 1 9 2 5 году вступает в члены ВКП(б). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и не сколькими грамотами Президиума Вер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2