Сибирские огни, 1949, № 4
В отчаянии Юрий разрывает друже ские отношения. Его жизнь заполняют рассказы его друга Володи о часах, ироведенных с Наташей. Но вот война. Юрий и Владимир встречаются в здании техникума в ос вобожденном от немцев родном городе. Они вспоминают о Наташе. И здесь, в прифронтовой обстановке, разыгрывает ся сцена р е в н о с т и к отсутствующей де вушке. Владимир, только теперь дога давшийся о любви друга, упрекает его в лицемерии, скрытности. Но вся эта сцена кажется еще более нелепой, ког да читатель узнает, что чувство Володи к Наташе было не то, какое обычно испытывает человек к любимой девуш ке, что он женат, что Наташа для не го не больше, чем сестра. Не случайно, что, построив такие неестественные отношения между свои ми героями, автор не может их разре шить, не рискует заставить героев встретиться вновь. Вся последняя гла ва дается через призму восприятия больного разгоряченного сознания ге роя, что окончательно лишает рассказ реалистической основы. Вызывает ряд возражений и рассказ «Встреча». Старший лейтенант Смир нов приезжает за сыном, потерянным во время войны, в детский дом под Жмеринкой. Ему показывают белоку рого мальчика в красных трусиках. И вот начинается разговор отца с сыном. С первых же слов Смирнов как бы за дабривает ребенка: — А я что привез тебе! Ты смотри... Конфеты... Игрушки... А лошадь ка кая... Ах, какая лошадь! Ты посмотри только... И даже на вопросы мальчи ка — «А вы кто?» Смирнов не на шелся, что ответить, в замешательстве пошарил в портфеле, мгновенно испу гавшись: неужели потерял? Достал от туда губную гармонику». — Смотри, гармошка. Вот это вещь! Наконец, начинается разговор о главном: — Хороший я? — Хороший, — ответил Сережа. — Ты хотел бы такого папу, нет? — Папа на войне, — сказал Сере жа. — Мама говорила, когда приедет папа, чтобы я поцеловал. И слушался. Я буду, думаете — не буду? Я жду, а он не едет... Юрка говорит —• бро сил. Я ударил его, он — меня. Но даже узнав, какое место в жиз ни мальчика занимает тоска об отце, мечта о встрече с ним, Смирнов про должает: — Сережа... Поедем со мной. Я те бе ордена покажу. У меня лодка есть, велосипед. И только подошедшая воспитатель ница сообщает мальчику, что разговари вающий с ним лейтенант и есть ожи даемый отец. В рассказе много интересного. За поминается образ не по годам развивше гося в эти трудные дни мальчика. Но поведение главного героя делает все произведение ложным, и присущая обычно Локоткову эмоциональность при обретает характер слащавости и сюсю кания. * ** В заключение несколько упреков в адрес издательства. «Доброе утро» — первая книга рассказов молодого писа теля. Совершенно естественно, что он нуждается в серьезной редакторской помощи, но эту помощь он не получил. Сборник неверно составлен. Удивляет, почему автору и редактору понадоби лось открыть сборник именно «Астрой», наиболее слабым рассказом, который вообще не стоило печатать. В. СОКОЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2