Сибирские огни, 1949, № 4

В отчаянии Юрий разрывает друже­ ские отношения. Его жизнь заполняют рассказы его друга Володи о часах, ироведенных с Наташей. Но вот война. Юрий и Владимир встречаются в здании техникума в ос­ вобожденном от немцев родном городе. Они вспоминают о Наташе. И здесь, в прифронтовой обстановке, разыгрывает­ ся сцена р е в н о с т и к отсутствующей де­ вушке. Владимир, только теперь дога­ давшийся о любви друга, упрекает его в лицемерии, скрытности. Но вся эта сцена кажется еще более нелепой, ког­ да читатель узнает, что чувство Володи к Наташе было не то, какое обычно испытывает человек к любимой девуш­ ке, что он женат, что Наташа для не­ го не больше, чем сестра. Не случайно, что, построив такие неестественные отношения между свои­ ми героями, автор не может их разре­ шить, не рискует заставить героев встретиться вновь. Вся последняя гла­ ва дается через призму восприятия больного разгоряченного сознания ге­ роя, что окончательно лишает рассказ реалистической основы. Вызывает ряд возражений и рассказ «Встреча». Старший лейтенант Смир­ нов приезжает за сыном, потерянным во время войны, в детский дом под Жмеринкой. Ему показывают белоку­ рого мальчика в красных трусиках. И вот начинается разговор отца с сыном. С первых же слов Смирнов как бы за­ дабривает ребенка: — А я что привез тебе! Ты смотри... Конфеты... Игрушки... А лошадь ка­ кая... Ах, какая лошадь! Ты посмотри только... И даже на вопросы мальчи­ ка — «А вы кто?» Смирнов не на­ шелся, что ответить, в замешательстве пошарил в портфеле, мгновенно испу­ гавшись: неужели потерял? Достал от­ туда губную гармонику». — Смотри, гармошка. Вот это вещь! Наконец, начинается разговор о главном: — Хороший я? — Хороший, — ответил Сережа. — Ты хотел бы такого папу, нет? — Папа на войне, — сказал Сере­ жа. — Мама говорила, когда приедет папа, чтобы я поцеловал. И слушался. Я буду, думаете — не буду? Я жду, а он не едет... Юрка говорит —• бро­ сил. Я ударил его, он — меня. Но даже узнав, какое место в жиз­ ни мальчика занимает тоска об отце, мечта о встрече с ним, Смирнов про­ должает: — Сережа... Поедем со мной. Я те­ бе ордена покажу. У меня лодка есть, велосипед. И только подошедшая воспитатель­ ница сообщает мальчику, что разговари­ вающий с ним лейтенант и есть ожи­ даемый отец. В рассказе много интересного. За­ поминается образ не по годам развивше­ гося в эти трудные дни мальчика. Но поведение главного героя делает все произведение ложным, и присущая обычно Локоткову эмоциональность при­ обретает характер слащавости и сюсю­ кания. * ** В заключение несколько упреков в адрес издательства. «Доброе утро» — первая книга рассказов молодого писа­ теля. Совершенно естественно, что он нуждается в серьезной редакторской помощи, но эту помощь он не получил. Сборник неверно составлен. Удивляет, почему автору и редактору понадоби­ лось открыть сборник именно «Астрой», наиболее слабым рассказом, который вообще не стоило печатать. В. СОКОЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2