Сибирские огни, 1949, № 4
ему название рассказ «Доброе утро». Тема рассказа, как и других из этого цикла, — рост, становление людей в труде, но здесь она разрабатывается менее глубоко и доказательно. Автор не показывает процесс изменения со знания людей, а только сообщает о слу чившемся. Большинство событий про исходит как бы за сценой, по ту сто- poHv кулис. Вот один из главных героев расска за Лиля Овчинникова, которая из заво доуправления, с диспетчерского пульта уходит в цех пластических масс. Как эта «маленькая, изнеженная» девочка, которая обходила большие жаркие гидравлические прессы, как обходят ■будку, на которой написано: «Не тро гать! Смертельно!», и брала в руки де тали с грустным выражением, становит ся одной из лучших работниц цеха, ра ционализатором, «спасительницей про. граммы», — остается неизвестным чи тателю. Очень ярко обрисованный в первой части рассказа образ Лили ни как не раскрыт во второй. Даже о том, что сделала Лиля для завода, мы узнаем мимоходом, из воспоминаний директора завода. Еще менее раскры ты отношения Лили с токарем Илюшей Глазневым. И оттого, что человек, его •судьба не составляют в данном случае сюжетную основу рассказа, он распа дается на отдельные, далеко не равно ценные в художественном отношении сцены и картины. Образы героев ярче очерчены в первой части рассказа, ри сующей завод в дни войны, а жизнь завода в послевоенное время показана значительнее схематичнее. Автор не сумел здесь найти ни острых проблем ных вопросов, ни типичных положе ний. Наибольший интерес в рассказе вы зывают образы командиров производ ства — начальников цехов, директора завода. ' Запоминается хитроватый и шумливый Фролов, начальник механи ческого цеха, воюющий за каждую прессформу, за каждого рабочего, кото рого пытаются перевести в соседний цех. Значительно схематичнее написан Сергей Абросимов. Ряд возражений вызывает образ ди ректора завода. Руководителя большого предприятия автор показывает преиму щественно в минуты сомнений, колеба ний, усталости. Все же, несмотря на ряд недостат ков, рассказы на производственные те мы отличаются знанием материала, ши ротой наблюдений, умением автора ото брать наиболее значительное и интерес ное в жизни. Этого нельзя сказать о помещенных в сборнике рассказах на военные темы. Для них характерны, наоборот, надуманность, вычурность в построении сюжета, которыми автор пытается компенсировать незнание опи сываемой среды. В рассказе «Настя—домашняя хозяй ка» героиня советует автору: «написа ли бы лучше о том, что знаете». Эти слова невольно вспоминаются при чтении рассказа «Астра». Героями рассказа являются связисты-фронтовики. Но война, фронтовая обстановка использу ются Локотковым только как фон для развертывания сугубо личных пережи ваний героев. Поражает незнание авто ром фронтового быта. Локотков, на пример, пишет: «Меняющиеся номера полевых почт, которые сообщали това рищи в письмах, не могли открыть географического пути следования ча сти» , хотя каждому известно, что номе ра полевых почт при передвижении ча стей оставались неизменными. В рассказе нет описания военных действий, боевых эпизодов. В работе связиста-фронтовика внимание автора привлекает не выполнение, положим, заданий командования или обеспечение боевых операций, а только поиски в эфире позывных любимой связистки партизанского отряда и переживания, связанные с этим. Образы советской молодежи излиш не усложнены в рассказе, перегруже ны переживаниями, свойственными не нашим современникам, а скорее героям буржуазной декадентской литературы. В авторском отступлении в начале рассказа излагается история любви двух товарищей, студентов техникума связи, к их однокурснице Наташе. Герой рас сказа признается любимой в своем чувстве. «Как она испугалась, когда услышала! Она сидела на подоконнике, держась за ручку окна и спрятав лицо в складки рукава; а потом встала, пе решла к столу, села там и долго мол чала, печально поникнув, боязливо по- луотвернувшись от меня. — Наташа, я тебя обидел, скажи? •— Юра, — тихо сказала она, не поднимая головы, — ты сейчас сделал очень, очень плохо. Зачем ты это ска зал? Ты не подумал, да?». Чем же так оттолкнуло девушку признание героя? Она любит другого? Нет, ее просто возмущает недостаточно ответственное отношение к чувству любви. — Как ты смог... не зная меня и года... Так... вдруг... Герой уходит в подавленном состоя нии. Он угнетен тяжестью своего по ступка. Даже сны преследуют его. «Снилось, что шел та пустынной ули це, люди прятались от меня, боясь за пачкаться. Я умолял их: подождите — вы можете подождать? Я не буду, я t не хочу быть черным!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2