Сибирские огни, 1949, № 4

ему название рассказ «Доброе утро». Тема рассказа, как и других из этого цикла, — рост, становление людей в труде, но здесь она разрабатывается менее глубоко и доказательно. Автор не показывает процесс изменения со­ знания людей, а только сообщает о слу­ чившемся. Большинство событий про­ исходит как бы за сценой, по ту сто- poHv кулис. Вот один из главных героев расска­ за Лиля Овчинникова, которая из заво­ доуправления, с диспетчерского пульта уходит в цех пластических масс. Как эта «маленькая, изнеженная» девочка, которая обходила большие жаркие гидравлические прессы, как обходят ■будку, на которой написано: «Не тро­ гать! Смертельно!», и брала в руки де­ тали с грустным выражением, становит­ ся одной из лучших работниц цеха, ра­ ционализатором, «спасительницей про. граммы», — остается неизвестным чи­ тателю. Очень ярко обрисованный в первой части рассказа образ Лили ни­ как не раскрыт во второй. Даже о том, что сделала Лиля для завода, мы узнаем мимоходом, из воспоминаний директора завода. Еще менее раскры­ ты отношения Лили с токарем Илюшей Глазневым. И оттого, что человек, его •судьба не составляют в данном случае сюжетную основу рассказа, он распа­ дается на отдельные, далеко не равно­ ценные в художественном отношении сцены и картины. Образы героев ярче очерчены в первой части рассказа, ри­ сующей завод в дни войны, а жизнь завода в послевоенное время показана значительнее схематичнее. Автор не сумел здесь найти ни острых проблем­ ных вопросов, ни типичных положе­ ний. Наибольший интерес в рассказе вы­ зывают образы командиров производ­ ства — начальников цехов, директора завода. ' Запоминается хитроватый и шумливый Фролов, начальник механи­ ческого цеха, воюющий за каждую прессформу, за каждого рабочего, кото­ рого пытаются перевести в соседний цех. Значительно схематичнее написан Сергей Абросимов. Ряд возражений вызывает образ ди­ ректора завода. Руководителя большого предприятия автор показывает преиму­ щественно в минуты сомнений, колеба­ ний, усталости. Все же, несмотря на ряд недостат­ ков, рассказы на производственные те­ мы отличаются знанием материала, ши­ ротой наблюдений, умением автора ото­ брать наиболее значительное и интерес­ ное в жизни. Этого нельзя сказать о помещенных в сборнике рассказах на военные темы. Для них характерны, наоборот, надуманность, вычурность в построении сюжета, которыми автор пытается компенсировать незнание опи­ сываемой среды. В рассказе «Настя—домашняя хозяй­ ка» героиня советует автору: «написа­ ли бы лучше о том, что знаете». Эти слова невольно вспоминаются при чтении рассказа «Астра». Героями рассказа являются связисты-фронтовики. Но война, фронтовая обстановка использу­ ются Локотковым только как фон для развертывания сугубо личных пережи­ ваний героев. Поражает незнание авто­ ром фронтового быта. Локотков, на­ пример, пишет: «Меняющиеся номера полевых почт, которые сообщали това­ рищи в письмах, не могли открыть географического пути следования ча­ сти» , хотя каждому известно, что номе­ ра полевых почт при передвижении ча­ стей оставались неизменными. В рассказе нет описания военных действий, боевых эпизодов. В работе связиста-фронтовика внимание автора привлекает не выполнение, положим, заданий командования или обеспечение боевых операций, а только поиски в эфире позывных любимой связистки партизанского отряда и переживания, связанные с этим. Образы советской молодежи излиш­ не усложнены в рассказе, перегруже­ ны переживаниями, свойственными не нашим современникам, а скорее героям буржуазной декадентской литературы. В авторском отступлении в начале рассказа излагается история любви двух товарищей, студентов техникума связи, к их однокурснице Наташе. Герой рас­ сказа признается любимой в своем чувстве. «Как она испугалась, когда услышала! Она сидела на подоконнике, держась за ручку окна и спрятав лицо в складки рукава; а потом встала, пе­ решла к столу, села там и долго мол­ чала, печально поникнув, боязливо по- луотвернувшись от меня. — Наташа, я тебя обидел, скажи? •— Юра, — тихо сказала она, не поднимая головы, — ты сейчас сделал очень, очень плохо. Зачем ты это ска­ зал? Ты не подумал, да?». Чем же так оттолкнуло девушку признание героя? Она любит другого? Нет, ее просто возмущает недостаточно ответственное отношение к чувству любви. — Как ты смог... не зная меня и года... Так... вдруг... Герой уходит в подавленном состоя­ нии. Он угнетен тяжестью своего по­ ступка. Даже сны преследуют его. «Снилось, что шел та пустынной ули­ це, люди прятались от меня, боясь за­ пачкаться. Я умолял их: подождите — вы можете подождать? Я не буду, я t не хочу быть черным!».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2