Сибирские огни, 1949, № 4
тяжелые дни войны, уже видно начало внутреннего преображения вчерашней домашней хозяйки, Есе интересы кото рой исчерпывались узким кругом се мейной жизни. И когда Настя при по мощи начальника цеха «сместила» с поста бригадира, у которого лихо вы ходила только игра на гармонике, и сама, «неутомимая, злая на язычок, требовательная и крикливая, стала командовать бригадой домашних хо зяек» , — это воспринимается как долж ное. В рассказе «Беспокойство» Локот ков освещает одну из важных для по слевоенного времени проблем — созда ние и закрепление кадров промышлен ных рабочих нашей страны. Слесарь- инструменталыцик Семен Крячко в го ды войны приехал в Сибирь с оборон ным заводом, эвакуировавшимся с За пада. Война окончилась, и он доби вается разрешения уволиться с завода и вернуться на родину. Когда дирек тор завода ему в этом отказывает, Се мен при помощи брата добивается при каза Министерства о переводе его на завод в европейскую часть Советского Союза. Но дорогой Семен меняет реше ние и снова возвращается в Сибирб. Таков сюжет рассказа. Основная идея произведения — торжество обще ственного начала над личным, умение подчинить свои личные интересы инте ресам коллектива. Автор убедительно показывает, как под воздействием сре ды изменяется сознание его героя, как юн преодолевает мелкобуржуазный анар хизм н становится сознательным, пре данным делу членом рабочего коллек тива. В Крячко борются противоречивые чувства. Пять лет проработал Семен в инструментальном цехе завода. Здесь он получил квалификацию, стал одним и? лучших рабочих цеха. Что застав ляет Крячко добиваться увольнения с завода? «Война кончилась, да? Какой разго вор может быть? Брата из армии от пустили, куда захотел, туда, и поехал. А тут? Почему я не могу? Нет, при каз должен быть!». «Никто не имеет права держать»,— вот главный довод, к которому все время возвращается Крячко в своих спорах с товарищами. В его основе ле жит индивидуалистическое, анархист ское бунтарство против законов госу дарства, воли коллектива. Но Локотков показывает, что его герой уже с само го начала не совсем убежден в своей правоте. Разрешению внутренней борь бы Крячко помогает коллектив. И хотя Семен ушел с собрания, на котором ра бочие принимали обязательства закре пить себя за цехом до конца пятилет ки, хотя продолжительные беседы с бригадиром, на первый взгляд, не по колебали его, — все же в конечном счете Крячко сходит с поезда на од ной из промежуточных станций и воз вращается в ставший родным сибир ский город. Страницы, на которых описываются переживания Семена по дороге на ро дину, и внутренний перелом, происшед ший в нем, — лучшие в рассказе. Смятение своего героя, еще неосоз нанное раскаяние в сделанном, Локот ков подчеркивает рядом точных, верно найденных деталей. Когда поезд тро нулся и глазам Семена представилась неохватная панорама ночного города, им овладело тревожное, щемящее чув ство. Он старался запомнить не рас смотренную как следует за пять лет красоту города, а когда промелькнул розовый кусочек неба над оставленным заводом, он взволновался. Встревожи ла мысль, что Витьке Ткачу могли по ручить испытание штампа — «Эх, не доучил малого!». Вызвало раскаяние, воспоминание о том, как он, Семен, уклонился от возможности помочь Трубникову сделать новый штамп. А когда Семен вспомнил, что не передал перед отъездом Трубникову запасной комплект направляющих колонок, кото рые отданы в термитную мастерскую, и тот не найдет их, это задержит изготов ление нового штампа, возникла тревога, которая и привела к окончательному решению вернуться в город. «Он шел с видом очень счастли вого человека, как будто выполнил большое и трудное дело и теперь счаст лив этим... Его состояние было похо же на то, как если бы он уже приехал в родной город и идет по знакомой и забытой улице...». Так завершает Локотков рассказ о победе большого общественного над мелким и личным в жизни своего ге роя. Рассказ не лишен недостатков. Автор временами многословен. Томи тельно длинно мотивирует Семен свое решение уехать. Излишни и неинтерес ны рассуждения О' том, как Крячко по чувствовал себя «маленьким, грешным, нехорошим человеком». Значительно более рыхла по сравнению с другими рассказами и композиция «Беспокой ства». Совсем ненужен, например, для развития действия весь первый эпизод с Витькой Ткачом. Показывая внутрен нее перерождение своего героя в конце рассказа, Локотков чрезмерно перегру жает повествование второстепенными эпизодами и деталями. Все это сни жает художественную ценность рас сказа. Самым большим по объему и в то же время наименее удачным из рас сказов на производственные темы яв ляется завершающий сборник и давший
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2