Сибирские огни, 1949, № 4

тяжелые дни войны, уже видно начало внутреннего преображения вчерашней домашней хозяйки, Есе интересы кото­ рой исчерпывались узким кругом се­ мейной жизни. И когда Настя при по­ мощи начальника цеха «сместила» с поста бригадира, у которого лихо вы­ ходила только игра на гармонике, и сама, «неутомимая, злая на язычок, требовательная и крикливая, стала командовать бригадой домашних хо­ зяек» , — это воспринимается как долж­ ное. В рассказе «Беспокойство» Локот­ ков освещает одну из важных для по­ слевоенного времени проблем — созда­ ние и закрепление кадров промышлен­ ных рабочих нашей страны. Слесарь- инструменталыцик Семен Крячко в го­ ды войны приехал в Сибирь с оборон­ ным заводом, эвакуировавшимся с За­ пада. Война окончилась, и он доби­ вается разрешения уволиться с завода и вернуться на родину. Когда дирек­ тор завода ему в этом отказывает, Се­ мен при помощи брата добивается при­ каза Министерства о переводе его на завод в европейскую часть Советского Союза. Но дорогой Семен меняет реше­ ние и снова возвращается в Сибирб. Таков сюжет рассказа. Основная идея произведения — торжество обще­ ственного начала над личным, умение подчинить свои личные интересы инте­ ресам коллектива. Автор убедительно показывает, как под воздействием сре­ ды изменяется сознание его героя, как юн преодолевает мелкобуржуазный анар­ хизм н становится сознательным, пре­ данным делу членом рабочего коллек­ тива. В Крячко борются противоречивые чувства. Пять лет проработал Семен в инструментальном цехе завода. Здесь он получил квалификацию, стал одним и? лучших рабочих цеха. Что застав­ ляет Крячко добиваться увольнения с завода? «Война кончилась, да? Какой разго­ вор может быть? Брата из армии от­ пустили, куда захотел, туда, и поехал. А тут? Почему я не могу? Нет, при­ каз должен быть!». «Никто не имеет права держать»,— вот главный довод, к которому все время возвращается Крячко в своих спорах с товарищами. В его основе ле­ жит индивидуалистическое, анархист­ ское бунтарство против законов госу­ дарства, воли коллектива. Но Локотков показывает, что его герой уже с само­ го начала не совсем убежден в своей правоте. Разрешению внутренней борь­ бы Крячко помогает коллектив. И хотя Семен ушел с собрания, на котором ра­ бочие принимали обязательства закре­ пить себя за цехом до конца пятилет­ ки, хотя продолжительные беседы с бригадиром, на первый взгляд, не по­ колебали его, — все же в конечном счете Крячко сходит с поезда на од ­ ной из промежуточных станций и воз­ вращается в ставший родным сибир­ ский город. Страницы, на которых описываются переживания Семена по дороге на ро­ дину, и внутренний перелом, происшед­ ший в нем, — лучшие в рассказе. Смятение своего героя, еще неосоз­ нанное раскаяние в сделанном, Локот­ ков подчеркивает рядом точных, верно найденных деталей. Когда поезд тро­ нулся и глазам Семена представилась неохватная панорама ночного города, им овладело тревожное, щемящее чув­ ство. Он старался запомнить не рас­ смотренную как следует за пять лет красоту города, а когда промелькнул розовый кусочек неба над оставленным заводом, он взволновался. Встревожи­ ла мысль, что Витьке Ткачу могли по­ ручить испытание штампа — «Эх, не доучил малого!». Вызвало раскаяние, воспоминание о том, как он, Семен, уклонился от возможности помочь Трубникову сделать новый штамп. А когда Семен вспомнил, что не передал перед отъездом Трубникову запасной комплект направляющих колонок, кото­ рые отданы в термитную мастерскую, и тот не найдет их, это задержит изготов­ ление нового штампа, возникла тревога, которая и привела к окончательному решению вернуться в город. «Он шел с видом очень счастли­ вого человека, как будто выполнил большое и трудное дело и теперь счаст­ лив этим... Его состояние было похо­ же на то, как если бы он уже приехал в родной город и идет по знакомой и забытой улице...». Так завершает Локотков рассказ о победе большого общественного над мелким и личным в жизни своего ге­ роя. Рассказ не лишен недостатков. Автор временами многословен. Томи­ тельно длинно мотивирует Семен свое решение уехать. Излишни и неинтерес­ ны рассуждения О' том, как Крячко по­ чувствовал себя «маленьким, грешным, нехорошим человеком». Значительно более рыхла по сравнению с другими рассказами и композиция «Беспокой­ ства». Совсем ненужен, например, для развития действия весь первый эпизод с Витькой Ткачом. Показывая внутрен­ нее перерождение своего героя в конце рассказа, Локотков чрезмерно перегру­ жает повествование второстепенными эпизодами и деталями. Все это сни­ жает художественную ценность рас­ сказа. Самым большим по объему и в то же время наименее удачным из рас­ сказов на производственные темы яв­ ляется завершающий сборник и давший

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2