Сибирские огни, 1949, № 4

Первая книга рассказов Первая книга рассказов молодого пи­ сателя К. Локоткова «Доброе утро»1 свидетельствует о несомненном дарова­ нии автора. Центральное место в книге занимают рассказы на производственные темы. О жизни и работе людей, добивавшихся в годы войны победы над врагом в глу­ боком сибирском тылу, на заводах, да­ вавших оружие фронту, пишет Локот­ ков в рассказах «Заклепка», «Настя— домашняя хозяйка», «Доброе утро». Так, героями рассказа «Заклепка» яв­ ляются представители двух, поколений рабочих — старых кадровиков и под­ ростков, содружество которых обеспе­ чивало успех работы нашей промыш­ ленности в годы боев с фашистами. В рассказе «Настя—домашняя хозяйка» говорится о женщинах, «первые при­ шедших на производство в эти трудные дни. Но ценность рассказов Локоткова не только в важности поставленных вопро­ сов, а й в умении свежо, по-новому ос­ ветить их. В большинстве произведе­ ний чувствуется и знание описываемо­ го материала, и верный глаз художни­ ка, отбирающего из богатства явлений окружающей жизни наиболее характер­ ные черты и детали, и большая тепло­ та, подлинная взволнованность. Лучший в сборнике — рассказ «За­ клепка». В нем, по1 существу, всего два действующих лица и очень немного событий. В то же время автору удается не только раскрыть характеры своих героев, но и показать те новые отно­ шения, которые складываются между людьми в нашем социалистическом об­ ществе. Старый мастер Петр Кузьмич и при­ шедший из ремесленного училища мо­ лодой слесарь Петька Моргун не очень понравились друг другу при первой встрече. С суровой требовательностью относится старик к молодому рабочему и в то же время поручает ему приго­ товить деталь, которую делали только умелые слесари. Бойкий подросток не может удержаться от озорства и пере­ дразнивает манеры и походку мастера. Но вскоре искреннее раскаяние застав­ ляет Петьку извиниться перед Петром Кузьмичем. При этом он «неожиданно покраснел... оттого, что он как-то вдруг только сейчас заметил, что Петр Кузьмич очень стар — он разглядел 1 К. Локотков. Доброе утро. Ново­ сибирское областное издательство. 1 9 4 9 г. его печально поникшие усы и глубоко запавшие щеки, что у него — вспом­ нил Петька — совсем недавно погиб на фронте единственный сын и что оби­ жать старика гадко и нельзя... Кто знает, что вспомнил еще Петька в эту короткую минуту раскаяния перед ста­ риком, но, наверное, что-нибудь не очень веселое, если вдруг так измени­ лось его всегда оживленное курносое лицо. Может, вспомнил он Винницу и отца с матерью, которых, как и сына Петра Кузьмича, уже нет в живых... кто знает? И о чем думает Петр Кузь­ мич, шевеля губами и издали следя за присмиревшим Петькой, ведомо ему одному». Так складываются отношения между героями в начале рассказа, и читатель верит, что такой Петька Моргун спря­ чет в стол часть деталей и сдаст их под маркой «вчерашних», чтобы усту­ пить старику первенство в соревнова­ нии в день сталинской вахты, и что он вместо убитого Якова войдет в семью осиротевшего старика. Большая теплота, с которой написан рассказ, правдивость поступков героев, выразительный язык, четкость и завер­ шенность сюжетного построения — вот основные художественные достоинства произведения. Рассказ «Настя—домашняя хозяйка» ведется от лица начальника цеха, жен­ щины, ставшей в годы войны команди­ ром ответственного участка производ­ ства. Рассказчица повествует, собственно, лишь о своих личных отношениях с од­ ной из работниц — Настей Сорокиной, которая пришла в цех по путевке рай­ совета, недовольная всем и вся. Но в том, как из подчеркнутого пренебреже­ ния и неприязни работницы к началь­ нику цеха вырастает дружба между этими двумя женщинами, автору удает­ ся показать моральный рост человека, его становление в упорном самоотвер­ женном труде. Настя своенравна, неуступчива, за­ дириста. Настороженно следит за каж­ дым ее поступком начальник цеха. Но когда Настя приносит в его кабинет разбитые, в черно-кислотных пятнах, с отвороченными заплатами сапоги, одно признание начальника, что в них дей­ ствительно нельзя работать, заставляет ее молча вернуться в травильное отде­ ление. И в этом умении пойти на жертвы, лишения, понять, какие огром­ ные трудности встали перед страной в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2