Сибирские огни, 1949, № 4
Однако, наряду со строками, образа ми, эпизодами большой силы и глубины, вызывающими у читателя подлинное волнение, желание перечитать их, про думать, запомнить, встречаются и в новом варианте поэмы вялые описания, неточные определения, шаблонные обо роты, ошибки в композиции. Так, много лишнего в первой главе, являющейся как бы «предисловием» к самой поэме. Что нового узнает здесь читатель о героях-воинах, об их тяже лом ратном труде, -о фронтовой обста новке? Все заранее знакомо: и пепели ща деревень, где «лишь печи русские,— как памятники скорби»; и робко вы лезшая из ямы девочка, гладящая ру- ченкой небритую солдатскую щеку; и страшная солдатская усталость, от ко торой кажутся непомерно тяжелыми об липшие глиной сапоги, но которая не мешает воинам итти вперед, и т. д. Все это так и было, все совершенно пра вильно. Но как раз здесь у Смердова — нет раскрытия темы (раскрытие ведь всегда предполагает и открывание ново го автором), а лишь рифмованное из ложение ее. Здесь возникает и вопрос о компо зиционном построении «Пушкинских гор». В первой главе — триста пять десят строк, но о главном герое не ска зано ни слова. Включенные в главу, поэтически сильные, пронизанные вы соким пафосом эпизоды, рисующие пе реживания и ощущения наших воинов, только что подошедших к пушкинским местам («Скорей, скорей!.. Но под ступает к горлу горький ком ...»), даны вне всякой связи со Снежковым, мимо его восприятия. Лишь потом Снежков мельком узнает о предстоящей битве за Михайловское и Тригорское (хотя имен но он находится в центре сюжетных событий при освобождении Пушкинских гор). Это нарушает композиционную стройность поэмы. Мы уже говорили о многих измене ниях, внесенных в поэму. Изменения эти относятся к сюжету и к языку' про изведения. Большинство из них, безу словно. послужило на пользу поэме. Ряд мыслей выражен теперь точнее, острее. Если, например, раньше Снежков меч тал о том, «чтоб все, что видит, в этот миг раскрылось дивной сказкой, чтоб пред глазами мир возник в необычай ных красках», то теперь эта строфа звучит так: ...Когда пред ним, светла, ясна, Не в вымысле, не в сказке, Жизнь молодая, как весна, Свои раскроет краски... Это — значительно сдержаннее, стро же, выразительнее, ибо автор отказался от слащавой и наивной «красивости», которая, кстати сказать, неверно харак теризовала и самого Снежкова. Есть отдельные изменения, стили стически ухудшающие первоначальный вариант. Вместо строк: «Как у сержан та вспыхнули глаза, когда ему, волну ясь, я сказал, что в Пушкинские горы мы вступили», — почему-то появились такие слова: «Как разгорелся синий взгляд сержанта, когда ему пересказал я сжато, что к Пушкинским горам мы подступили». Но, во-первых, «переска зал сжато»! — это доподлинная канце лярская проза, а, во-вторых, — и по смыслу глагол «пересказать» (вместо— «сказать»), в данном словосочетании яв но неуместен! Впрочем, оба варианта подтвержда ют тот факт (указанный нами), что Снежков лишь как бы мимоходом узнает о приближении батальона к Пушкинским горам. Вместо строк: Я жил, я шел — солдатский агитатор, По должностному рангу — замполит, — где было неудачно слово «ранг», теперь напечатано: ...По строевому званью—замполит. Это — еще хуже, так как замполит — не звание, а должность! В эпилоге очень уж неточно и слиш ком ограничительно сказано, что _Пуш- кин «озаряет славой свой район». Пушкин — «в районном масштабе»... Какое снижение темы! Можно было бы указать на назойли вое употребление автором некоторых, понравившихся ему, эпитетов, особенно — «милый» и «жаркий»: «земля ми лая» , «милая семья», «милая пора», «школьных милых лет», «милой про стоте» ; «жаркая отвага», «жаркие сло ва» . «жарко пролились», «жаркой ве рой» , «тряски жаркой» и т. п. В целом же поэма Александра Смер дова «Пушкинские горы» — произве дение сильное, интересное, воспеваю щее моральную красоту советского че ловека, неисчерпаемое богатство его души, его беззаветный патриотизм. Эте в то же время и поэма о великом Пуш кине, славе и гордости русского наро да, нашем живом и прекрасном совре меннике. Борис РЯСЕНЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2