Сибирские огни, 1949, № 4
хайловское, о его работе там, о его ду мах, о том, как «на ярмарках в Свя тых Горах в простонародный вслуши вался говор, пел и плясал, и веселился рьяно, среди росконных, ситцевых ру бах,— в рубашке алой, выглядя смутья ном» . Образ Пушкина, живой и зовущий, возникает в воображении воинов, на прягающих последние усилия для осво бождения священных пушкинских мест: . . .В огне, бушующем по плечи, Для вражьих пуль неуязвим, Идет, идет поэт навстречу Освободителям своим. Перед атакой немецких позиций на Пушкинских горах гвардейцам Кажется, будто именно к ним обращены знако мые с детства слова: «Придет ли час моей свободы? Пора, пора! — взываю к ней!..». В центральном эпизоде поэмы, когда Сергей Снежков решается на свой под виг, он вспоминает: «Есть упоение в бою!» — и радостно спрашивает себя: «Не это ль? Не оно ли?». Так знамени тая пушкинская строка выражает здесь ощущения героя в самый ответствен ный момент его жизни. А. Смердов показывает нам сияю щую красоту самопожертвования во имя Родины, во имя спасения друзей. Сергей Снежков совершает подвиг в момент высочайшего взлета своего вдохновения. Он находит какую-то са мую драгоценную, самую большую правду своей души и разума, когда под губительным огнем, прижимающим взвод к земле, он поднимается в пол ный рост с песней, зовущей вперед, на врага! Никогда Снежков не был доволен своими стихами: «Он ждал давно: когда-нибудь, хоть раз, хоть на мгно венье, должно в его душе сверкнуть такое вдохновенье, чтоб сам собой по лился стих, слова такие были б, чтоб заменить иными их уже никто не в силе!». И вдруг это пришло к нему в самый неожиданный момент. Когда взвод лежал в ста метрах от рубежа, прижатый ураганным огнем противника, Снежков увидел в своем воображении Отчизну, как не видел ее ни разу: «Во всей красе ее черты, родные и живые, с пушкиногорекой вы соты он видел, как впервые». Смердов показывает, как это возвышенное, во сторженное душевное состояние, вы званное мыслью о Родине, естественно и органически движет на подвиг ради нее. Раненый и оглохший от контузии, Снежков поднимается в полный рост: Среди живых и мертвых тел, Среди огня и воя, » Снежков поднялся и запел, И голос над землей взлетел, Как знамя боевое... ...И даже тем, кто встать уже не мог, В сердца ударил песни звонкий ток, — И подхватили песню на лету, И на земле лежать невмоготу! И вот уже остальные автоматчики,.. поднявшись вслед за Снежковым, устремились за ним через сто метров- «ничьей земли»: В дыму по- плечи, в огненной метели. Среди фонтанов вздыбленной земли, Они стеною — локоть к локтю —• шли И сердцем к сердцу шли они — и пели! И весь батальон, увидев горстку иду щих сквозь огонь смельчаков, рванув шись с разных сторон в атаку, сомкнул «клещи» вокруг врага. Снежков погиб. Пушкинские горы были возвращены Ро дине. В новом варианте поэмы существен ному изменению подверглась одна важ' ная сюжетная линия. Раньше получа лось так: комбат решает овладеть Три- горским без артиллерийской подготов ки: «Нет, ни один над пушкинской мо гилой не разорвется русский наш сна ряд!» Но автор не показывал, что же предпринял комбат взамен артподготов ки, чтобы, сохраняя великую могилу, вместе с тем избежать крупных потерь в живой силе. Продолжительно фиксируя внимание читателя на невероятно тяже лой обстановке, создавшейся для взвода гвардейцев, А. Смердов изобразил ком бата фактически пассивным свидетелем гибели автоматчиков. Это была ошибка идейного порядка. Кроме того, занятие Тригорского разными группами наших бойцов воспринималось читателем, как нечто неподготовленное. В новом издании поэмы Смердов рас крывает перед нами оперативный план комбата и лаконично, но выразительно рассказывает о том, как готовились «клещи» для противника. От этого и образ самого комбата стал, несомненно, правдивее. В эпилоге, отсутствовавшем ранее, Смердов рассказывает о послевоенном возрождении Псковщины, о восстановле нии пушкинских мест, о славном стаха новском труде пушкиногорцев. Автор вспоминает и о тех днях, ког да Пушкин «ходил в атаки с нами, как наш любимый песенник-солдат», когда советские воины «братались с ним сво ей солдатской кровью, как мой земляк, мой друг Сергей Снежков». Вот поче му, — говорит Смердов, — к Пушкину «иду... я, как однополчанин, как к фронтовому другу своему...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2