Сибирские огни, 1949, № 4

л редакциях и в Союзе писателей под­ линно творческой атмосферы помогут изжить недостатки, имеющиеся в нашей организации и в «Сибирских огнях». Изжить их — дело чести писателей. Ибо наш читатель, самый передовой в мире, ждет от них таких произведений, «которые достойно отобразят величие дел и подвигов, мыслей и чаяний наше­ го народа, победоносно идущего к ком­ мунизму под руководством партии большевиков, под водительством гени­ ального вождя большевистской партии и советского народа товарища Сталина» («Правда»). „Пушкинские горы“ В первой главе поэмы Александра ■Смердова «Пушкинские горы» есть та­ кие строки: Так в эти дни, судьбу деля с солдатом, Одной с ним жизнью, верой, сердцем слит, Я жил, я шел — солдатский агитатор... Автор — не только рассказчик, он — •и одно из действующих лиц поэмы, он встречается с ее персонажами, вмеши­ вается в происходящее. Это не просто литературный прием. Поэма написана от первого лица прежде всего потому, что автор был непосредственным уча­ стником событий, послуживших жиз­ ненным материалом для его творческо­ го воображения. В боях на Псковщи­ не — за пушкинские места — родился у А. Смердова замысел — рассказать обо всем пережитом в поэтических об­ разах. Впервые напечатанная в 1 9 4 6 году в «Сибирских огнях» и вошедшая за­ тем в сборник стихов и поэм А. Смер­ дова, выпущенный в прошлом году Новсибгизом, поэма «Пушкинские го­ ры» , переработанная и дополненная, вышла сейчас в московском издательст­ ве «Советский писатель». Главный герой поэмы — гвардии сержант, поэт Сергей Снежков. Автор любит своего героя и заставляет нас тоже полюбить его. В довоенной био­ графии Снежкова нет ничего исключи­ тельного. Ребенком эвакуированный в двадцатом году с голодающего По­ волжья, он попал в Сибирь, в детский дом. Какой была пытливостью полна ты, Коммуны детской дружная семья! Открытия и странствия юннатов В леса и в горы, в дальние края, Палатки лагерей под пионерским флагом, «Сражения» отрядом на отряд, Чапаевская жаркая отвага, Непобедимость «красных дьяволят». И легкокрылой авиамоделью Мечты взмывающие в синеву, — В какую даль и высь они летели, Чтобы когда-то сбыться наяву... В те дни Сергей написал украдкой свое первое стихотворение. Было оно еще наивным, «но в нем впервые жар­ ко пролились слова души мальчише­ ской, горячей, влюбленной в дружбу, устремленной ввысь». Сергей посвя­ тил свой первый поэтический опыт От­ чизне, которая его, сироту, «усынови­ ла и в жизнь путем надежным по­ вела». И вот мы видим Снежкова в ту по­ ру его жизни, когда с мыслью о мате- ри-Отчизне «он шел и днями и ноча­ ми — в огонь и в воду, в смертный дым атак». В эти грозные, величест­ венные дни и развертывается действие поэмы. Русской классической поэзии издав­ на знаком образ поэта — участника боев за Родину, призывающего воинов к стойкости, к упорной борьбе за побе­ ду над врагом. Советский поэт Смердов создает образ героического иевца-воина, показывая в нем то принципиально-но­ вое, что принесло с собой коммуни­ стическое воспитание человека. Тот детский стишок не был для Снежкова простой забавой. Творчество стало внутренней потребностью. Оно помогало жить, работать, бороться. Те­ перь оно помогало побеждать. Точны­ ми словами, с конкретными, выра­ зительными деталями рассказывает А. Смердов, как в перерывах между боями сержант Снежков доставал из-за голенища помятую тетрадь и карандаш, еще непослушно державшийся в руке, «что от гранаты грузной занемела, что на горячем затекла курке»: Пусть автомат, лежащий на коленях, Еще от тряски, жаркой не остыл, Но ищет сердце, ищет утоленья, Но просит слова непогасший ныл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2