Сибирские огни, 1949, № 4
л редакциях и в Союзе писателей под линно творческой атмосферы помогут изжить недостатки, имеющиеся в нашей организации и в «Сибирских огнях». Изжить их — дело чести писателей. Ибо наш читатель, самый передовой в мире, ждет от них таких произведений, «которые достойно отобразят величие дел и подвигов, мыслей и чаяний наше го народа, победоносно идущего к ком мунизму под руководством партии большевиков, под водительством гени ального вождя большевистской партии и советского народа товарища Сталина» («Правда»). „Пушкинские горы“ В первой главе поэмы Александра ■Смердова «Пушкинские горы» есть та кие строки: Так в эти дни, судьбу деля с солдатом, Одной с ним жизнью, верой, сердцем слит, Я жил, я шел — солдатский агитатор... Автор — не только рассказчик, он — •и одно из действующих лиц поэмы, он встречается с ее персонажами, вмеши вается в происходящее. Это не просто литературный прием. Поэма написана от первого лица прежде всего потому, что автор был непосредственным уча стником событий, послуживших жиз ненным материалом для его творческо го воображения. В боях на Псковщи не — за пушкинские места — родился у А. Смердова замысел — рассказать обо всем пережитом в поэтических об разах. Впервые напечатанная в 1 9 4 6 году в «Сибирских огнях» и вошедшая за тем в сборник стихов и поэм А. Смер дова, выпущенный в прошлом году Новсибгизом, поэма «Пушкинские го ры» , переработанная и дополненная, вышла сейчас в московском издательст ве «Советский писатель». Главный герой поэмы — гвардии сержант, поэт Сергей Снежков. Автор любит своего героя и заставляет нас тоже полюбить его. В довоенной био графии Снежкова нет ничего исключи тельного. Ребенком эвакуированный в двадцатом году с голодающего По волжья, он попал в Сибирь, в детский дом. Какой была пытливостью полна ты, Коммуны детской дружная семья! Открытия и странствия юннатов В леса и в горы, в дальние края, Палатки лагерей под пионерским флагом, «Сражения» отрядом на отряд, Чапаевская жаркая отвага, Непобедимость «красных дьяволят». И легкокрылой авиамоделью Мечты взмывающие в синеву, — В какую даль и высь они летели, Чтобы когда-то сбыться наяву... В те дни Сергей написал украдкой свое первое стихотворение. Было оно еще наивным, «но в нем впервые жар ко пролились слова души мальчише ской, горячей, влюбленной в дружбу, устремленной ввысь». Сергей посвя тил свой первый поэтический опыт От чизне, которая его, сироту, «усынови ла и в жизнь путем надежным по вела». И вот мы видим Снежкова в ту по ру его жизни, когда с мыслью о мате- ри-Отчизне «он шел и днями и ноча ми — в огонь и в воду, в смертный дым атак». В эти грозные, величест венные дни и развертывается действие поэмы. Русской классической поэзии издав на знаком образ поэта — участника боев за Родину, призывающего воинов к стойкости, к упорной борьбе за побе ду над врагом. Советский поэт Смердов создает образ героического иевца-воина, показывая в нем то принципиально-но вое, что принесло с собой коммуни стическое воспитание человека. Тот детский стишок не был для Снежкова простой забавой. Творчество стало внутренней потребностью. Оно помогало жить, работать, бороться. Те перь оно помогало побеждать. Точны ми словами, с конкретными, выра зительными деталями рассказывает А. Смердов, как в перерывах между боями сержант Снежков доставал из-за голенища помятую тетрадь и карандаш, еще непослушно державшийся в руке, «что от гранаты грузной занемела, что на горячем затекла курке»: Пусть автомат, лежащий на коленях, Еще от тряски, жаркой не остыл, Но ищет сердце, ищет утоленья, Но просит слова непогасший ныл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2