Сибирские огни, 1949, № 4

прежде всего и главным образом то, что в литературной среде — в писа­ тельской организации и редакции жур­ нала еще не преодолен порок, осужден­ ный партией, — когда соображения по­ бочные, приятельские берут верх над принципиальными соображениями, по­ рок, тормозящий развертывание под­ линно большевистской критики и само­ критики. Отдел критики и библиогра­ фии в «Сибирских огнях» попрежнему является самым слабым и отстающим участком. Справедливая и глубоко принципи­ альная критика недостатков работы но­ восибирских писателей и редакции «Сибирских огней», данная бюро обко­ ма ВКП(б), надо думать, имеет значе­ ние и для других писательских органи­ заций Сибири и будет способствовать дальнейшему подъему идейного и худо­ жественного уровня творчества всех пи- сателей-сибиряков, поможет быстрее изжить недостатки в творческой и об­ щественной жизни писательских орга­ низаций и в «Сибирских огнях», яв­ ляющихся общесибирским литератур­ ным журналом. Секретариат Союза со­ ветских писателей СССР решил при­ нять необходимые меры коренного улучшения деятельности журнала «Си­ бирские огни» и .в этом направлении должно большую роль сыграть созы­ ваемое Секретариатом ССП СССР в Новосибирске общесибирское совеща­ ние творческого актива журнала «Си­ бирские огни». Мы должны значительно повысить требовательность к произведениям, предлагаемым для печати в журнале или ■изданию отдельными книгами. Для этого надо решительно' покончить с бо­ язнью «обидеть» того или ицого авто­ ра, смелее развертывать деловую това­ рищескую критику в писательской сре­ де, привлекая к этому делу широкие читательские круги. Не секрет, что благодаря слабости критики и самокритики в среде лите­ раторов, недостаточному вниманию пи­ сателей к мысли рядового читателя, да­ же и в произведениях наиболее опыт­ ных, много лет печатающихся писате- лей-сибиряков слабо изживаются недо­ статки, значительно снижающие цен­ ность их творчества, требующие от пи­ сателей упорной работы над повышени­ ем своего литературного мастерства. Так в романах и повестях А. Коптело- ва порою чувствуется излишняя растя­ нутость, композиционная неслажен­ ность, бледное изображение психологии действующих лиц, их переживаний и чувств. Недостаточно строгая, взыска­ тельная работа над языком, композици­ ей и образами произведений часто дает себя знать в творчестве С. Сартакова и, в частности, сказалась на повести «Плот идет на Север», напечатанной в «Сибирских огнях». Недостаточное внимание к художественной форме про­ изведений имеет место и в книге С. Кожевникова «Белая тайга», куда автором включены рассказы, значи­ тельно уступающие в художественном отношении его очеркам. Над повышением идейно-художест­ венного уровня своих произведений на­ до еще много и упорно работать нашим поэтам. Стихи А. Смердова нередко гре­ шат невниманием к музыкальной сторо­ не стиха и поэтической форме, недоста­ точным владением поэтическими вырази­ тельными средствами. Слабое знание жизни сегодняшней колхозной деревни приводит поэта И. Мухачева к тому, что в его стихах на колхозные темы мы нередко встречаемся с архаическими, традиционными поэтическими образами и изобразительными средствами. На­ пример, в стихотворении «На лугах», недавно напечатанном в «Советской Си­ бири», колхозный сенокос изображается средствами, какие более характерны для доколхозной крестьянской поэзии. Над достижением выразительной и прозрачной, соответствующей содержа­ нию поэтической формы в своих стихах следует много поработать поэтам Н. Алексееву, в чьих произведениях немало нарочитой запутанности, за­ трудняющей восприятие, и JI. Кондыре. ву, который часто грешит вычурностью, надуманностью и ложной красивостью выражения, словесным жонглерством, в ущерб смысловой ясности и правдиво­ сти изображения действительности. Бросается в глаза художественная неравноценность произведений К. Ли­ совского. При большой плодовитости, поэт, однако, недостаточно строг и взы­ скателен в работе над словом, особенно в стихах на актуальные темы,’ в стихах, печатающихся в газетах. В ряде случаев газетные стихи К. Лисовского отлича­ ются неразборчивостью автора в изобра­ зительных средствах, слабостью поэти­ ческой формы. Значительно ниже воз­ можностей поэта в художественном от­ ношении такие ответственные и актуаль­ ные по темам поэмы К. Лисовского, как «Слово о женщине русской», «Пять лучей звезды», ниже общего уровня его стихи о новом социалистическом Крас­ ноярске в цикле «Город моей юности» — это очевидные плоды слабого изуче­ ния жизни и невзыскательной скоро­ писи. Всем нашим писателям следует глу­ боко вдуматься в указание «Правды» о том, что «мало взять актуальную тему, надо осознать всю меру ответственности писателя перед народом, глубоко изу­ чить жизнь, неустанно работать над по­ вышением своего мастерства». Упорная работа над собой, разверты­ вание критики и самокритики, создание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2