Сибирские огни, 1949, № 4
прежде всего и главным образом то, что в литературной среде — в писа тельской организации и редакции жур нала еще не преодолен порок, осужден ный партией, — когда соображения по бочные, приятельские берут верх над принципиальными соображениями, по рок, тормозящий развертывание под линно большевистской критики и само критики. Отдел критики и библиогра фии в «Сибирских огнях» попрежнему является самым слабым и отстающим участком. Справедливая и глубоко принципи альная критика недостатков работы но восибирских писателей и редакции «Сибирских огней», данная бюро обко ма ВКП(б), надо думать, имеет значе ние и для других писательских органи заций Сибири и будет способствовать дальнейшему подъему идейного и худо жественного уровня творчества всех пи- сателей-сибиряков, поможет быстрее изжить недостатки в творческой и об щественной жизни писательских орга низаций и в «Сибирских огнях», яв ляющихся общесибирским литератур ным журналом. Секретариат Союза со ветских писателей СССР решил при нять необходимые меры коренного улучшения деятельности журнала «Си бирские огни» и .в этом направлении должно большую роль сыграть созы ваемое Секретариатом ССП СССР в Новосибирске общесибирское совеща ние творческого актива журнала «Си бирские огни». Мы должны значительно повысить требовательность к произведениям, предлагаемым для печати в журнале или ■изданию отдельными книгами. Для этого надо решительно' покончить с бо язнью «обидеть» того или ицого авто ра, смелее развертывать деловую това рищескую критику в писательской сре де, привлекая к этому делу широкие читательские круги. Не секрет, что благодаря слабости критики и самокритики в среде лите раторов, недостаточному вниманию пи сателей к мысли рядового читателя, да же и в произведениях наиболее опыт ных, много лет печатающихся писате- лей-сибиряков слабо изживаются недо статки, значительно снижающие цен ность их творчества, требующие от пи сателей упорной работы над повышени ем своего литературного мастерства. Так в романах и повестях А. Коптело- ва порою чувствуется излишняя растя нутость, композиционная неслажен ность, бледное изображение психологии действующих лиц, их переживаний и чувств. Недостаточно строгая, взыска тельная работа над языком, композици ей и образами произведений часто дает себя знать в творчестве С. Сартакова и, в частности, сказалась на повести «Плот идет на Север», напечатанной в «Сибирских огнях». Недостаточное внимание к художественной форме про изведений имеет место и в книге С. Кожевникова «Белая тайга», куда автором включены рассказы, значи тельно уступающие в художественном отношении его очеркам. Над повышением идейно-художест венного уровня своих произведений на до еще много и упорно работать нашим поэтам. Стихи А. Смердова нередко гре шат невниманием к музыкальной сторо не стиха и поэтической форме, недоста точным владением поэтическими вырази тельными средствами. Слабое знание жизни сегодняшней колхозной деревни приводит поэта И. Мухачева к тому, что в его стихах на колхозные темы мы нередко встречаемся с архаическими, традиционными поэтическими образами и изобразительными средствами. На пример, в стихотворении «На лугах», недавно напечатанном в «Советской Си бири», колхозный сенокос изображается средствами, какие более характерны для доколхозной крестьянской поэзии. Над достижением выразительной и прозрачной, соответствующей содержа нию поэтической формы в своих стихах следует много поработать поэтам Н. Алексееву, в чьих произведениях немало нарочитой запутанности, за трудняющей восприятие, и JI. Кондыре. ву, который часто грешит вычурностью, надуманностью и ложной красивостью выражения, словесным жонглерством, в ущерб смысловой ясности и правдиво сти изображения действительности. Бросается в глаза художественная неравноценность произведений К. Ли совского. При большой плодовитости, поэт, однако, недостаточно строг и взы скателен в работе над словом, особенно в стихах на актуальные темы,’ в стихах, печатающихся в газетах. В ряде случаев газетные стихи К. Лисовского отлича ются неразборчивостью автора в изобра зительных средствах, слабостью поэти ческой формы. Значительно ниже воз можностей поэта в художественном от ношении такие ответственные и актуаль ные по темам поэмы К. Лисовского, как «Слово о женщине русской», «Пять лучей звезды», ниже общего уровня его стихи о новом социалистическом Крас ноярске в цикле «Город моей юности» — это очевидные плоды слабого изуче ния жизни и невзыскательной скоро писи. Всем нашим писателям следует глу боко вдуматься в указание «Правды» о том, что «мало взять актуальную тему, надо осознать всю меру ответственности писателя перед народом, глубоко изу чить жизнь, неустанно работать над по вышением своего мастерства». Упорная работа над собой, разверты вание критики и самокритики, создание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2